Роснефть выбирает буровую установку для арктических морей. Сочнев роснефть


«Роснефть» почувствует арктический пульс

Нефтяная компания привлекает ведущих экспертов России к научному сопровождению работ на Крайнем Севере. 21 июля в Арктическом научно-проектном центре прошел «круглый стол» на тему «Научное освоение Арктики». Живые классики арктической науки - океанологи, биологи, геологи, географы и экологи - обсудили начало разработки междисциплинарной программы по комплексному изучению Арктики, которая позволит сформулировать принципы особого режима работы на Крайнем Севере. Организовали мероприятие «Роснефть» и Русское географическое общество.

Нефтяная компания привлекает ведущих экспертов России к научному сопровождению работ на Крайнем Севере. 21 июля в Арктическом научно-проектном центре прошел «круглый стол» на тему «Научное освоение Арктики». Живые классики арктической науки - океанологи, биологи, геологи, географы и экологи - обсудили начало разработки междисциплинарной программы по комплексному изучению Арктики, которая позволит сформулировать принципы особого режима работы на Крайнем Севере. Организовали мероприятие «Роснефть» и Русское географическое общество.

НАУКЕ - ВЕДУЩУЮ РОЛЬ

Две недели назад Президент России Владимир Путин поручил нефтегазовым компаниям разработать такую программу. «Роснефть» отреагировала оперативно. Ведь именно ей принадлежит ведущая роль в освоении полярных регионов. По словам профессора Российского госуниверситета нефти и газа им. Губкина Василия Богоявленского, «Роснефть» является крупнейшим разработчиком Арктического шельфа: доля компании превышает 78% общей площади лицензионных участков. На прошедшем в июне собрании акционеров в совет директоров компании вошел специальный представитель России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров. Именно он в 2007 году водрузил титановый флаг России на дне Мирового океана в точке Северного полюса. Чилингаров выступил модератором «круглого стола», объявив о том, что компания намерена тесно сотрудничать с научным сообществом.

- Мы надеемся привлечь ведущих российских специалистов к научному сопровождению арктических проектов компании, - уточнил Чилингаров. - Главный приоритет - экологическая безопасность. Это понимают и в «Роснефти», и в Русском географическом обществе. В составе совета директоров «Роснефти» я буду отвечать за арктический проект. Соберу ведущих специалистов, приступим к разработке программы научного освоения Арктики под эгидой компании. Мы открыты и для сотрудничества с западными научными деятелями, которые не понаслышке знают о том, что такое Ледовитый океан, Северный морской путь, Арктика. Руководство «Роснефти» понимает, что освоение Арктического шельфа невозможно без науки. Если компания прислушается к научному сообществу, она будет чувствовать арктический пульс и сумеет обеспечить в регионе экологическую безопасность.

НЕЗАМЕРЗАЮЩЕЕ МАСЛО

В заседании «круглого стола» принял участие и заместитель директора департамента экологической безопасности «Роснефти» Олег Сочнев, рассказавший о технологиях, которые разрабатываются для освоения Арктического шельфа. Компания, по его словам, предпринимает все необходимые меры для обеспечения безопасности бурения и учитывает существующие экологические стандарты. Сочнев выделил несколько основных задач предприятия при работе в Арктике, среди них - развитие системы управления ледовой обстановкой, изучение воздействия льда на морские нефтегазовые сооружения, исследование изменений мирового климата. Директор Мурманского морского биологического института академик РАН Геннадий Матишов и заместитель директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Данилов развязали бурную дискуссию о том, что ждет полярные регионы: потепление и дальнейшее таяние льдов или похолодание и восстановление традиционного арктического климата. Журналистам продемонстрировали арктические технологии, которые разрабатываются в лабораториях исследовательского центра компании «Роснефть» - резидента «Сколково». Они увидели, как производятся пластик, выдерживающий температуру - 44 градуса, топливо и масла для авиационной и морской техники, не замерзающие при температуре - 60. По словам сотрудников лабораторий, уже через несколько лет им удастся преодолеть зависимость от иностранных высокотехнологичных продуктов, которые необходимы для работы в условиях Крайнего Севера. «Роснефть» активно готовится к освоению Арктики. В ближайшие недели российская компания вместе с ExxonMobil начнет бурение разведочной скважины в Карском море, регионе, который, по мнению геологов, является одним из последних крупнейших нетронутых источников природной нефти и газа в мире.

Комсомольская правда23 июля 2014, №81

www.rosneft.ru

Роснефть выбирает буровую установку для арктических морей

Заместитель директора департамента экологической безопасности и технологий ОАО НК «Роснефть» Олег Сочнев выступил с докладом на международной конференции SubSeaTECH 2014, проходящей в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. В своем докладе "Выбор мобильной буровой установки для арктических морей" Олег Сочнев подчеркнул, что освоение Арктики для человечества оказалось даже сложнее, чем покорение космоса. Первый ледокол достиг Северного полюса только через сорок лет после запуска искусственного спутника с земли, а достижение дна Северно-Ледовитого океана произошло через 38 лет после высадки человека на луну. Вместе с тем, Арктический шельф обладает высоким потенциалом. Сегодня у компании «Роснефть» имеется 46 лицензий на разведку и добычу морских месторождений на российском континентальном шельфе, большая часть из которых сконцентрирована именно в арктической зоне. Компания располагает ресурсной базой в 45 млрд.тонн нефтяного эквивалента. До 70% запасов компания рассчитывает прирастить в Арктике. Подавляющее большинство оборудования для работ в арктической зоне компания планирует произвести на мощностях российских предприятий. В настоящее время заключено генеральное соглашение с крупнейшими мировыми лидерами в области добычи нефти и газа. Создано 14 совместных предприятий, которые приступили к геологоразведке на всем континентальном шельфе России и наиболее интенсивные работы идут сейчас именно в Арктике. Для работы в этой зоне, подчеркнул Сочнев, приходится использовать самые современные, передовые технологии. Только за 2013-2014 годы выполнены 5 морских экспедиций с участием специалистов научно-исследовательских институтов и центров. Сейчас работы осуществляются во всех арктических морях с тяжелыми ледовыми условиями (Карское, Лаптевых, Чукотское, Восточно-Сибирское). Работы в сложных ледовых условиях обуславливают необходимость создания новой специальной техники. В настоящий момент компания стоит перед необходимостью строительства новых буровых установок. Это нужно для обеспечения бурения около 100 поисковых скважин в течение ближайших 10 лет. Свободной воды, то есть, свободных окон для бурения обычными буровыми установками явно мало. Продолжительность ледового периода составляет около 2,5 месяцев в году. Причем в тех широтах, в которых находятся северные границы лицензионных участков компании «Роснефть», имеется многолетний лед толщиной до 3 метров. Буровые установки должны соответствовать классу PC-1(круглогодичная эксплуатация в полярных водах без ограничений) и PC-2 (круглогодичная эксплуатация в многолетних льдах умеренной толщины). Еще одной проблемой является сочетание глубоководной и мелководной частей шельфа. Проведенный анализ показал - какое количество площади перспективных участков сосредоточено на разных глубинах. Оказалось, что более 50% лицензионных площадей находятся на глубинах от 20 до 60 метров и 43% приходятся на глубины более 60 метров. lightbox gallery in joomla by v5.6 Существенным остается вопрос мобильности буровых установок, планируемых к строительству. Для уверенного перемещения буровых установок нужно иметь их осадку в транспортном положении 10-11 метров. Пока еще не очень известна динамика льда в этой зоне и перспективы его таяния или нарастания. Олег Сочнев отметил, что компания заинтересована в проектировании буровых установок для круглогодичного бурения в арктической зоне. Были сделаны обращения ко всем известным мировым проектировщикам, работающим в этой области, и уже получены концептуальные проекты. Стало понятно, что единую буровую установку, обеспечивающую круглогодичное арктическое бурение в диапазоне от 20 метров и глубже, в ближайшее время создать не удастся. Поэтому проект разделили на 2 части. Скорее всего, по словам Сочнева, будет построено некоторое количество буровых установок гравитационного типа с возможностью бурения на глубинах от 20 до 60 метров, а также буровые суда ледового класса с возможностью бурения на глубинах от 60 метров. Окончательный выбор концепта будет произведен в конце 2014 года. На рубеже 2015-2016 годов компания планирует приступить к строительству новых буровых установок. Для работы над проектами НК «Роснефть» старается привлекать российские предприятия, в том числе, Крыловский научный центр. Арктические проекты характеризуются экстремальной сложностью, порождающей потребность в применении новых технических решений и требующей высоких капитальных вложений. Реализация шельфовой программы РФ является элементом развития не только нефтегазовой отрасли, но также и производственных мощностей всего государства – подчеркнул Сочнев. Большое внимание уделяется инновационным технологиям. Совместно с компанией «ЭксонМобил» компания «Роснефть» создала арктический научно-производственный центр. Еще один научно-исследовательский центр создан «Роснефтью» совместно с компанией General Electric. Завершая свое выступление в рамках конференции SubSeaTECH 2014, Олег Сочнев выразил надежду, что выпускники Санкт-Петербургского государственного морского технического университета вольются в состав этих центров, что обеспечит возможность реализации инвестиционных и производственных планов компании «Роснефть» в арктической зоне. После доклада, вызвавшего большой интерес аудитории, Олег Сочнев встретился с и.о.ректора СПбГМТУ Евгением Апполоновым. Состоялась беседа, в рамках которой ректор «Корабелки» рассказал о перспективах развития морского инженерного образования.   Александр Бутенин – помощник ректора СПбГМТУ по связям с общественностью, к.э.н. +7 921 634 07 08, e-mail: [email protected] Фотографии Сергея Довгялло Отдел фотоинформации СПбГМТУ.         

Фотогалерея

Сообщить о проблеме

sudostroenie.info

Арктическая «Победа» России: как шельф даст нам сотни тысяч квалифицированных рабочих мест

В понедельник 20 октября «Роснефть» совместно с информационно-аналитическим центром «Время Арктики» провела в пресс-центре МИА «Россия сегодня» круглый стол на тему «Арктическая „Победа»» — шаг в энергетическое будущее России». Спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, член Совета директоров компании Артур Чилингаров и другие эксперты обсудили значение открытия Карской нефтеносной провинции и перспективы разработки углеводородов в Арктике.

Арктическая „Победа" России: как шельф даст нам сотни тысяч квалифицированных рабочих мест

«Сделан важнейший шаг в практическом освоении нефтегазовых запасов российского Арктического шельфа, — заявил Чилингаров. — Разведочное бурение в Карском море стало одним из главных событий в мировой нефтегазовой отрасли последнего времени».

Скептики утверждали, что в результате поискового бурения в Карском море будет обнаружен газ, и сомневались в том, что здесь будут найдены достаточные запасы нефти. Однако оценки их оказались неверны. «Роснефть» удачно пробурила первую скважину, чем подтвердила наш прогноз о высоких перспективах именно нефтеносности Южно-Карского региона, — отметил заместитель директора института проблем нефти и газа РАН профессор Василий Богоявленский, — Это очень важно, если учесть, что более 75 процентов жидких углеводородов Россия экспортирует».

«Пока мы говорим лишь об одной скважине, — заявил замдиректора Департамента экологической безопасности «Роснефти», член-корр РАЕН по секции «нефть и газ» Олег Сочнев. — Мы получили информацию, теперь будем с ней работать. Скорее всего, в следующем году проведем доразведку, построим компьютерную модель. Затем будет принято решение об освоении месторождения, и только тогда мы уже сможем сказать — в какие сроки и на какой объем добычи оно выйдет, как будет организована транспортная логистика. Тем не менее, результат работы на Университетской — настоящая победа, которую трудно переоценить. До этого мы и наши западные партнеры работали с гипотетическими, виртуальными запасами, теперь же мы, что называется, руками потрогали залегающую в Карском море нефть».

По словам Сочнева, проект был чрезвычайно сложным. Для его реализации в компании был создан шельфовый блок, который объединил лучшие технические и интеллектуальные ресурсы. Специалисты подготовили буровую установку к работе в экстремальных условиях, с которыми до этого нефтяники не сталкивались. С нуля были созданы система ледовой защиты, система эвакуации и спасения людей, система ликвидации аварийных разливов нефти.

«Многие поколения нефтяников мечтали о том, что бурение в Карском море возобновится, и здесь будут сделаны новые открытия. Мечта эта сбылась: мы подтвердили, что в Карском море есть нефть, и я думаю, это только первый шаг к новым большим открытиям, которые ждут компанию в этом и других районах арктического шельфа», — подчеркнул Сочнев.

В последние три года в Арктике вообще не бурили (хотя до этого бурилось три-четыре скважины в год). Попытки найти нефть на шельфе Гренландии закончились неудачей; месторождения, открытые на шельфе Аляски по объемам ресурсов оказались довольно скромны. Поэтому открытие месторождения «Победа», действительно, стало для нефтяной отрасли поворотным моментом.

Кстати сказать, выбор структуры «Университетская» был многокомонентным, и размеры залежей играли здесь далеко не первую роль. В Карском море сегодня известно около 28 подобных структур, и по объему ресурсов они вполне могут превосходить Университетскую.

«Работы при бурении на структуре Университетская выполнялись в соответствии с самыми высокими международными экологическими стандартами, — отметил Чилингаров. — Я сам там был на платформе и могу это засвидетельствовать. Применялась беспрецедентная ледовая защита и комплекс мер по безопасности операций бурения. Чтобы все это стало возможным, пришлось потрудиться. Была создана специализированная база снабжения в Мурманске, разработана логистическая схема по доставке грузов и персонала на платформу.»

«Все участвовавшие в операции суда были снабжены системами по аварийной ликвидации разливов нефти, была проработана схема аварийной эвакуации персонала. Для мониторинга ледовой обстановки в реальном времени использовались суда «Капитан Хлебников» и «Таймыр». Также мы проводили ледовую разведку во время выполнения буксировочных операций.»

«Всего же для обеспечения бурения использовалось 15 судов, в том числе ледоколы. Благодаря отличной подготовке мы смогли завершить поисковое бурение в установленные сроки. В проекте были задействованы многие иностранные компании, и в первую очередь ExxonMobil. Как вы знаете, в сложившихся условиях наше дальнейшее сотрудничество затруднено. Но партнеры стараются поддерживать отношения с «Роснефтью», чтобы вернуться в проект, как только политические вихри улягутся».

«Чилингаров заявил также, что арктический проект для Роснефти — не только разработка углеводородов, но комплексные научные исследования. «Компания действительно уделяет научным исследованиям большое внимание, — согласился Василий Богоявленский. — О чем говорит сам факт привлечения серьезных ученых. Как вы знаете в Совет директоров «Роснефти» входят Николай Лаверов, Александр Некипелов и вот, теперь вошел Чилингаров».

О каких научных исследованиях идет речь? В первую очередь, о десяти крупных научных экспедициях, организованных «Роснефтью», в ходе которых изучались айсбергообразующие ледники и закономерности арктического климата, проводились геологические, океанологические, метеорологические, биологические и экологические исследования. Об огромном объеме 2 и 3D сейсмических исследований — десятках тысяч квадратных километров. И, конечно же, о восстановлении системы метеонаблюдения в Арктике.

По словам директора Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок Владимира Павлова, полученные научные результаты позволяют создать принципиально новые технологические решения для эффективной, и главное, безопасной добычи нефти на Арктическом шельфе. Специалисты Центра рассматривают варианты концепций нефтепровода и отгрузочного терминала для транспортировки углеводородов юго-западной части Карского моря, а также верхнего строения добычных платформ, предназначенных для освоения Арктики.

Во время заседания участники круглого стола обсудили также развитие инфраструктуры для обеспечения проектов на Арктическом шельфе России и планы «Роснефти» по созданию базы берегового обеспечения в поселке Росляково Мурманской области и нового судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке.

Даже одна скважина на структуре «Университетская» потребовала создания мощной системы судового обеспечения: в Карском море работали спасательные и транспотрные суда, ледоколы, плавучие гостиницы. Можно представить себе, какая развитая инфраструктура понадобится здесь в ближайшие годы, когда число поисковых скважин увеличится, а затем начнется коммерческая добыча арктической нефти.

Эксперты убеждены, что освоение шельфа означает строительство новых портов, морских платформ, атомных и дизельных ледоколов, совершенствование систем навигации и связи на всем протяжении Севморпути. А значит углеводородная арктическая лихорадка позволит реализовать мечту российских стратегов о транспортной артерии, соединяющей Европу и Азию по Северному Ледовитому океану.

Кроме того, в «Роснефти» отмечают, что арктические проекты стимулируют строительство аэропортов, самолетной и вертолетной техники, предназначенной для полярных территорий, производство придонного оборудования, создание линий энергоснабжения в арктических широтах, разработку хладостойких металлов.

По оценкам Компании, освоение шельфа сформирует от 300 до 400 тысяч высококвалифицированных мест в различных отраслях российской экономики. Это приведет к развитию инноваций и разработке высокотехнологичной продукции. Арктический проект может стать катализатором серьезной эволюции Компании в своего рода инкубатор для развития национальной сервисной индустрии, технологический «хаб», связывающий ТЭК с такими отраслями как электроэнергетика, машиностроение и транспорт.

Конечно, очень важно, чтобы вложения компании в Арктику окупились. На вопрос о стоимости арктической нефти Олег Сочнев ответил следующее: «Это смотря как считать. ДнепроГЭС в свое время обошлась стране в копеечку, и если бы стоимость киловатта высчитывалась с учетом вложенных средств за один год, то энергия была бы бесценной. Но за полвека получается одной из самых дешевых. Срок службы морского месторождения тоже измеряется десятилетиями, а может быть и больше. И если считать за полвека, то себестоимость в любом случае будет рациональной».

Автор: Мария Золотова

НАВЕРХ СТРАНИЦЫ

stockinfocus.ru


Смотрите также