Роснефть болгария


Нефтяной гамбит Болгарии. Почему София даёт "зелёный свет" российской нефти?

Неожиданный отказ Софии от всех претензий по проекту нефтепровода Бургас — Александруполис дарит Москве возможность обойти турецкие проливы, а Болгарии — надежду на возобновление "Южного потока".

После длительных переговоров с российскими и американскими нефтекомпаниями Болгария согласилась отозвать из Амстердама свой иск о ликвидации голландской проектной компании Trans-Balkan Pipeline B.V. Об этом Лайфу сообщил источник в российско-болгарской межправительственной комиссии. Это означает, что проект нефтепровода "Бургас — Александруполис" может быть реанимирован.

Сейчас танкеры с нефтью идут из российских портов на Чёрном море в Европу через контролируемые Турцией проливы. В среднем через два крупных нефтеналивных порта — Новороссийский МТП и терминал Южная Озереевка "Каспийского трубопроводного консорциума" (КТК экспортирует российскую и казахстанскую нефть по нефтепроводу Тенгиз — Новороссийск) — в год проходит около 70 млн тонн сырой нефти. В прошлом году суммарный объём составил 72,8 млн тонн (из них 30 млн тонн пришлось на Новороссийск).

Чтобы разгрузить порты и не направлять танкеры через турецкие проливы, Россия ещё в середине 90-х предложила прокладку трубы, которая могла стать альтернативой поставкам нефти через перегруженные и ныне недружественные Босфор и Дарданеллы. Переговоры начались только в 2000-х.

93bf1ac46d10b0b7748ce072f402af4f__980x.jpg

Фото: © tbpipeline.com

В 2007 году Россия с Болгарией и Грецией подписали соглашение о строительстве трубы мощностью до 50 млн тонн в год и длиной 285 км от болгарского Бургаса до греческого Александруполиса. В 2008 году участники проекта создали компанию Trans-Balkan Pipeline B.V., которая стала оператором строительства нефтепровода. Интересно, что 51% акций в равных долях был распределён среди российских "Транснефти", "Роснефти", "Газпромнефти" и греческой Helpe-Thraki A.E. Правительству Греции досталось 24,5%, а Болгария через "Проектную компанию нефтепровода "Бургас — Александруполис БГ" также получила 24,5%.

f3b746b60e9333aa859c5cad375cd3d2__980x.jpeg

15 марта 2007 года. Афины. Фото: ©kremlin.ru

Стоимость проекта оценивалась в $1,2 млрд. TBP начала подготовку к проекту, но работы часто переносились, а в 2010 году были заморожены Болгарией под предлогом экологической опасности. В 2011 году София и вовсе решила выйти из проекта.

Летом 2015 года, после предложения Греции возобновить проект, к переговорам с Болгарией вернулись вновь. Сначала уговорить её попыталась Россия, но болгарский Минфин своей позиции по проекту не изменил. Затем отговорить болгар взялся американский Chevron, заинтересованный в более коротком плече транспортировки, как акционер (15%) КТК.

Остальные доли в проекте были распределены между структурами "Транснефти", "Лукойла", "Роснефти", казахстанского "Казмунайгаза" и др. К концу 2016 года мощность КТК должна составить 67 млн т (сейчас — около 48 млн т). В процессе переговоров Chevron может войти в капитал греческо-болгарского трубопровода, не исключает президент "Транснефти" Николай Токарев.

"Мне кажется, что для КТК эта тема приобретает новое значение в логике расширения мощностей консорциума. Поэтому маршрут через Бургас в Средиземное море, наверное, в первую очередь более интересен для них. Ну и для казахстанских партнёров в целом, потому что у них в ближайшей перспективе запускается большой проект — Кашаганское месторождение на Каспийском шельфе с балансовыми запасами 4,8 млрд тонн нефти."

— Николай Токарев, президент "Транснефти"

Но американцам, видимо, уговорить болгар не удалось — прошлой осенью Болгария подала иск в суд Амстердама о ликвидации Trans-Balkan Pipeline B.V.

Зато это удалось России: в рамках последней межправкомиссии болгарская сторона заверила Россию, что отзовёт свой иск, — говорит источник Лайфа в организации. Официальный представитель "Транснефти" Игорь Дёмин подтвердил информацию об отзыве иска. Очевидно, что судьба проекта сейчас полностью зависит от Болгарии. Дёмин не сообщил, когда могут быть возобновлены работы по проекту. Представитель Chevron Салли Джонс и болгарского Минфина отказались от комментариев.

46d8416f267f4d75993e4cc7dde3b507__980x.jpg

По информации Лайфа, Болгария вернулась к проекту не просто так. Как рассказал нам источник в комиссии, София на переговорах решила в очередной раз поднять вопрос о возобновлении проекта "Южный поток".

"Складывалось впечатление, что Болгария пошла на отзыв иска ради того, чтобы получить газовую трубу. Так или иначе, проект "Южного потока" закрыт, но если болгарские коллеги всё же получат одобрение ЕК, "Газпром" подумает о том, чтобы к нему вернуться. Мы болгарам так сказали."

— Источник Лайфа в Министерстве энергетики России

Болгария ранее предлагала провести до неё замороженный ныне "Турецкий поток". Официально Россия согласилась повторно рассмотреть проект, но лишь при условии, что против него не выступит Еврокомиссия, подтверждает знакомый с текстом заключения межправкомиссии источник Лайфа.

Проект был закрыт президентом России Владимиром Путиным ещё в декабре 2014 года. Болгария требовала от России выкупить 50-процентную долю в болгарском СП South Stream Bulgaria AD, но ответа не получила.

95a1d9f29a07ca6259ec9e015289fb93__980x.jpg

Фото: © РИА Новости/Сергей Гунеев

— Несмотря на противоречия с Еврокомиссией, в руководстве Болгарии стоит задача наладить отношения с Россией, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, на этом фоне возобновление любых старых проектов логично.

Для России возобновление сотрудничества с Болгарией тоже выгодно.

— За последние пять лет РФ наладила и другие экспортные маршруты своей нефти (в 2012 году была введена Балтийская трубопроводная система суммарной мощностью 80 млн тонн нефти в год), России всё ещё важно возобновление проекта — замена танкерных поставок на трубопроводные позволит избежать вероятных проблем с проходом танкеров через контролируемые Турцией Босфор и Дарданеллы, замечает Митрахович. Но тогда мощность трубы придётся увеличивать как минимум до 90 млн тонн в год. По его мнению, работы по проекту Бургас — Александруполис могут возобновиться с ростом цен на нефть.

csef.ru

«Роснефть» привлечет Saipem в подсанкционный проект на Черном море :: Бизнес :: РБК

«Роснефть» попросила власти России и Италии содействовать в получении разрешений для итальянских поставщиков оборудования и услуг, задействованных в совместных с Eni проектах на шельфе, в первую очередь для Saipem на Черном море

Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

​Уникальный подрядчик

​«Роснефть» и итальянская Eni планируют начать бурение на шельфе Черного моря во второй половине 2017 года, сообщил журналистам 17 мая в Сочи глава «Роснефти» Игорь Сечин. Это заявление было сделано по итогам встречи премьер-министра Италии Паоло Джентилони и президента России Владимира Путина. «Мы во второй половине лета начинаем вместе с Eni бурение на шельфе Черного моря — на Западно-Черноморском участке. Уже зафрахтована специальная поисково-разведочная платформа», — цитирует Сечина «Интерфакс».

Как стало известно РБК, в качестве подрядчика «Роснефть» привлекает итальянскую компанию Saipem, которая по договору с «Газпромом» должна была осуществлять строительство «Южного потока». О том, что эта специализирующаяся на трубопроводах и сервисных работах и частично принадлежащая Eni компания выиграла тендер «Роснефти» на поисковое бурение на участке «Западно-Черноморская площадь» в Черном море, говорится в справке-приложении к письму первого вице-президента «Роснефти» Павла Федорова на имя заместителя министра энергетики Анатолия Яновского от 27 апреля (копия есть у РБК).

«Saipem в 2017 году присужден контракт на выполнение буровых работ с использованием полупогружной буровой установки Scarabeo 9», — сообщается в письме. Таким образом, итальянская компания принимает участие в проекте, участники которого подпадают под санкции Евросоюза и США, которые распространяются на проекты на шельфе глубиной свыше 150 м.

Официальный представитель Saipem от комментариев отказался. Информацию о том, что Saipem стала подрядчиком по черноморскому проекту, РБК подтвердил источник в «Роснефти». Заместитель министра энергетики Анатолий Яновский не стал комментировать РБК содержание письма Федорова.

В преддверии визита Джентилони в Россию «Роснефть» попросила содействия итальянских и российских властей в ускорении или упрощении получения разрешений для итальянских поставщиков оборудования и услуг для работы на совместных с Eni проектах на шельфе, также говорится в письме первого вице-президента «Роснефти». Он поясняет, что, несмотря на получение совместными предприятиями Eni и «Роснефти» разрешений, необходимых для финансирования и реализации проектов на шельфе, от уполномоченных органов ЕС, необходимы экспортные разрешения в том числе со стороны регуляторов Италии для поставщиков оборудования и услуг для шельфа, подпадающих под санкции, что приводит к дополнительной потере времени.

Владимир Путин и Паоло Джентилони (слева направо) (Фото: Михаил Климентьев / ТАСС)

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался комментировать привлечение Saipem в качестве подрядчика для бурения в Черном море и переписку топ-менеджера компании с Минэнерго. Представитель Eni на запрос не ответил.

Представители итальянского Министерства торговли, МИД РФ и Минэкономики не ответили на запрос РБК, обращалась ли Saipem к ним за разрешениями на бурение в Черном море и выданы ли они. Представитель Еврокомиссии сообщил РБК, что разрешения выдают уполномоченные органы итальянского правительства.

По данным источника РБК в «Роснефти», запросы на осуществление необходимых работ были направлены более чем 30 компаниям по всему миру, но возможность выполнить бурение подтвердили только две компании — Saipem, которая на 30% принадлежит Eni, и греческий подрядчик Ocean Rig. Он был дисквалифицирован по технологическим причинам, утверждает собеседник РБК. По его данным, аренда буровой установки Scarabeo 9 обойдется в $300 тыс. в сутки, бурение займет до полутора месяцев.

Другой собеседник РБК в «Роснефти» знает, что часть необходимых разрешений Saipem уже получила.

О выборе Saipem в качестве исполнителя буровых работ на указанной в письме платформе знает топ-менеджер одного из подрядчиков, к которому обращалась «Роснефть». Он также добавил, что для прохождения через узкие места пролива Босфор у платформы придется снять верхнее основание, а потом собирать ее заново.​​ Однако источник РБК в Saipem пояснил, что принадлежащее компании судно Scarabeo 9 недавно было технологически модернизировано, в частности были устранены прежние сложности с прохождением судна через Босфор. Таким образом, Scarabeo 9 теперь полностью подготовлено к работе в Черном море, сказал собеседник РБК. Он также добавил, что компания не начнет работы по бурению в Черном море до получения всех необходимых для этого разрешений.

Как Saipem и «Газпром» судятся из-за «Южного потока»

«Газпром» и Saipem, которая выступала подрядчиком по строительству газопровода «Южный поток», обменялись судебными исками в арбитраже Международной торговой палаты (Париж) по поводу досрочно разорванного контракта на строительство газопровода через Черное море для поставок газа в Европу в обход Украины. Слушания по иску Saipem к «Газпрому» на €679 млн пройдут в мае 2018 года, «Газпром» подал встречный иск на €730 млн, следует из отчета концерна, выпущенного в начале апреля 2017 года. В декабре 2015 года секретариат арбитражного суда Международной торговой палаты уведомил South Stream Transport B.V., являвшуюся оператором «Южного потока», что Saipem предъявила судебные претензии к ней в связи с односторонним расторжением контракта от 14 марта 2014 года на строительство этого газопровода. В своем заявлении Saipem требовала взыскать вознаграждение за выполненные по проекту работы, компенсацию понесенных расходов и компенсацию за расторжение контракта — всего около €760 млн плюс проценты, затем сумма была снижена до €679 млн плюс проценты. Проект «Южный поток» стоимостью €15,5 млрд был рассчитан на поставку в Европу 67 млрд куб. м газа в год. Оператором проекта являлась дочерняя компания «Газпрома» South Stream Transport B.V. Россия в декабре 2014 года отказалась от реализации проекта из-за проблем с получением разрешений в Болгарии и переключилась на строительство газопровода «Турецкий поток» (подряд на строительство его подводной части получила швейцарская Allseas).

Глубоководные риски

Анатолий Яновский подтвердил РБК, что вопрос об обеспечении сотрудничества с итальянскими компаниями прорабатывается в министерстве. Eni заявляет на своем сайте, что после введения первых санкций получила разрешения от компетентных европейских властей на совместную разведку с «Роснефтью» в Черном море, поскольку соответствующие соглашения были заключены еще до введения санкций.

«Роснефть» планирует с Eni разрабатывать Западно-Черноморскую площадь (Вал Шатского), заключив соответствующее соглашение о стратегическом партнерстве еще в 2012 году, до введения санкций (у Eni 33,33% в проекте). ​Первоначально «Роснефть» собиралась разрабатывать Вал Шатского совместно с американской компанией Chevron, о чем они договорились в 2010 году. Однако позже американцы вышли из проекта из-за разногласий в оценке запасов.

Совместный прогноз инвестиций «Роснефти» и Eni по Валу Шатского составляет $50–55 млрд. Площадь Западно-Черноморской площади составляет 8,6 тыс. кв. км при глубине воды от 600 до 2250 м. Суммарные извлекаемые ресурсы месторождения оцениваются около 10 млрд барр. нефти.​

Фото: Gregorio Borgia / AP

Топ-менеджер компании-подрядчика, которой «Роснефть» также направляла запрос на участие в бурении скважины на Черном море, утверждает, что если на Scarabeo 9 есть американское или произведенное по технологии США оборудование в объеме свыше 10%, то Saipem необходимо будет получить разрешения американского Министерства торговли или Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC) на такие работы либо подтвердить, что такого оборудования менее 10%. (Продукт, произведенный за пределами США, подпадает под экспортный контроль американских властей, если в нем содержится более 10%, а в некоторых случаях более 25% американских технологий или материалов, следует из информации на сайте Минторга США.) Собеседник РБК также утверждает, что его компания отказалась принимать участие в тендере, не имея гарантий получить контракт в случае получения всех разрешений. По его словам, при бурении на шельфе в одной из стран, на которую распространяются санкции США, компании понадобилось полгода на получение разрешений OFAC, чтобы начать работы.

​Руководитель коммерческой практики Goltsblat BLP Алексей Горлатов отмечает, что санкции со стороны США против России более жесткие и объемные, чем европейские. В рамках санкций Евросоюза у компаний чуть больше маневра, то есть получение необходимых разрешений несколько легче. Случаи получения таких разрешений известны рынку. Хотя не так давно компания ExxonMobil получила отказ властей США в разрешении на бурение в проекте с «Роснефтью» на Туапсинском прогибе в Черном море, шансы получить разрешение в ЕС на бурение на шельфе Черного моря, по мнению юриста, у Saipem большие, поскольку речь идет не о передаче технологий российским компаниям, а о применении собственной техники и технологий для осуществления конкретного заказа. На получение таких разрешений в среднем можно потратить несколько месяцев, для чего потребуется предоставление деталей по проекту в соответствующие органы власти, указывает эксперт.

Комментируя заявление главы «Роснефти» о том, что бурение начнется во второй половине текущего года, Горлатов предположил, что большая часть разрешений уже получена, а получение остальных находится в продвинутой стадии, иначе бы стороны не успели к упомянутому сроку.

Горлатов полагает, что премьер-министр Италии не сможет ускорить выдачу разрешений для Saipem профильными министерствами Италии. По мнению юриста, власти России, безусловно, окажут всяческое содействие в получении таких разрешений внутри страны.

Лицензия на Вал Шатского принадлежит «Роснефти», сообщил источник РБК в Роснедрах, и в ее условиях оговорена возможность бурения до 2020 года. Так что в случае если у Saipem возникнут какие-либо трудности в получении разрешений на оказание услуг «Роснефти», у нее есть время для привлечения других подрядчиков без угрозы отзыва лицензии, добавил он.

www.rbc.ru

Партнёры на долгие годы. «Роснефть» развивает взаимодействие с Индией | Компании | Деньги

Рабочая поездка председателя правления «Роснефти» Игоря Сечина в Индию оказалась весьма «урожайной» на договорённости и документы, открывающие путь к их реализации.

С перспективой роста

Так, на переговорах с руководством группы компаний Essar достигнуто полное взаимопонимание об условиях, сроках и структуре сделки по вхождению «Роснефти» в акционерный капитал компании Essar Oil Limited. Эта компания владеет вторым в Индии НПЗ — «Вадинар». По уровню технологической оснащённости он входит в десятку лучших заводов мира и может перерабатывать тяжёлые сорта нефти. Планируемая программа модернизации увеличит мощность завода с нынешних 20 млн т/год до 25 млн т/год. Essar Oil Limited владеет также сетью из 2 тысяч АЗС, которую собирается расширить до 5 тысяч.

На переговорах достигнута ещё одна договорённость — о поставках нефти, которые начнутся уже в нынешнем году. В «Роснефти» отмечают, что отмена регулирования ценообразования на розничном рынке Индии сулит перспективу роста розничных продаж.

К международному консорциуму

Впрочем, не только индийский бизнес любезно открывает двери нашему. «Роснефть» тоже приглашает в свои проекты индийских партнёров. Они получат 29,9% доли в ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» — согласно договору купли-продажи, который глава российской НК и руководители нескольких компаний Индии подписали сегодня. Договор предусматривает вхождение консорциума индийских компаний в совместное предприятие, созданное «Роснефтью» и BP на базе «Таас-Юрях Нефтегазодобычи». В российской НК считают, что привлечение стратегических инвесторов позволит придать дополнительный импульс развитию проекта по разработке одного из крупнейших месторождений в Восточной Сибири — Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного.

Новый импульс получит ещё один проект «Роснефти» — Ванкорский, на базе которого будет создан уникальный международный консорциум. Игорь Сечин и главы Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources подписали соглашение об основных условиях приобретения группой индийских компаний до 23,9% доли в АО «Ванкорнефть», а также меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества. Предполагается совместная разработка Сузунского, Тагульского и Лодочного месторождений Ванкорского кластера. Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества по Ванкорскому месторождению заключён с ещё одной индийской компанией — ONGC Videsh Limited. Он предполагает возможное увеличение её доли в «Ванкорнефти» до 26% (до этого она имела 15%).

В НК «Роснефть» подписанные документы считают первым шагом к созданию на базе Ванкорского проекта уникального международного консорциума, в котором российская компания будет играть ведущую роль, поскольку сохраняет за собой мажоритарную долю в проекте. 

От энергозависимости — к сотрудничеству

«Подписанные документы без преувеличения открывают новую страницу в энергетическом сотрудничестве России и Индии и развивают договорённости, достигнутые на высшем уровне между президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Индии Нарендрой Моди», — сказал председатель правления НК «Роснефть» Игорь Сечин.

Создаётся вертикально интегрированная модель, которая, по его словам, даёт возможность индийским компаниям участвовать в разработке и добыче углеводородов в нашей стране, а российской НК — выйти на растущий индийский рынок. Достигнутые договорённости он назвал «переходом от энергозависимости к энергетическому партнёрству двух стран».

Министр нефти и газа Индии Дхармендра Прадхан с ним согласен. Произошедшее сегодня он назвал «выдающимся достижением, демонстрирующим высокий уровень партнёрства России и Индии» и подчеркнул: «Особенно важно, что сотрудничество носит долгосрочный характер и будет иметь значительный мультипликативный эффект для экономик обеих стран».

Смотрите также:

www.aif.ru


Смотрите также