Текст бизнес-книги "Роснефть 2030 (бизнес-кейс)". Крылов роснефть


Роснефть 2030 читать онлайн, Крылов Тимофей Алексеевич

Декларация

Данный бизнес-кейс подготовлен на основе информации из общедоступных источников. Материалы, использованные в данном издании, не является продуктом интеллектуальной собственности компании НК «Роснефть», а также не является рекламой, и не направлены на продвижение брэнда компании НК «Роснефть».

Бизнес-кейс не является попыткой показать эффективный, равно как и неэффективный стиль управления компанией, а подготовлен исключительно в научных и образовательных целях, для приобретения и совершенствования управленческих навыков слушателей бизнес-школ и студентов вузов.

От автора

Бизнес-кейс «Роснефть 2030» раскрывает перспективы будущего стратегического развития нефтяной компании и описывает возможные пути освоения арктического шельфа России.

Бизнес-кейс представляет собой образовательный комплект, которым могут пользоваться как преподаватели, так и студенты экономических вузов. В комплекте есть все необходимое для работы преподавателя в аудитории, либо для самостоятельной работы студента дома. В комплект входит бизнес-кейс с вопросами, а также «правильные» ответы к ним, которые показывают, как на самом деле следовало бы ответить на вопросы, поставленные в кейсе.

Данный комплект снабжен также практическими задачами с решениями, имеющими отраслевую специфику.

В дополнение к бизнес-кейсу «Роснефть 2030» рекомендуется приобрести для самостоятельного изучения теоретический материал «Нефть & Газ», который помогает лучше освоить тематику нефти и газа, и раскрывает особенности бизнеса в нефтегазовой отрасли.

Для студентов и преподавателей вузов, слушателей бизнес-школ.

Об авторе

Крылов Тимофей Алексеевич

Базовое образование получил в 1994 – 1998 г.г. в РЭА им. Плеханова по специальности «Финансы и Кредит». В 1996–1997 г.г. проходил стажировку в Школе Экономики и Права Университета г. Гетеборга (Швеция). В 2002 – 2003 г.г. обучался по программе MBA в Школе Бизнеса в г. Йончепинге (Швеция).

Сведения о трудовой деятельности:

С 1998 по 2002 г. работал менеджером по закупкам в компании ИКЕА. С 2003 по 2005 – независимый консультант ряда шведских компаний. Среди основных клиентов: производственный концерн ITAB, Группа фабрик Sveba-Dahlen, шведские торгово-розничные сети.

В 2006 г. Крылов Т.А. принимал участие в качестве консультанта в проекте по описанию бизнес-процессов компании ОАО НК «Роснефть», проводившемся в преддверии эмиссии акций компании и их размещения на Лондонской Фондовой Бирже и на российском фондовом рынке.

С 2004 года занимается преподавательской деятельностью в бизнес-школах и тренинговых компаниях Москвы. Автор тренинга «Инструментарий подготовки компаний к IPO» и «Основы современного предпринимательства», а также других тренингов по финансовому менеджменту, по организации бизнес-процессов, по привлечению инвестиций.

В 2009 – 2010 г.г. принимал участие в организации и подготовке экономической части «Программы освоения континентального шельфа РФ до 2030 г. компании НК «Роснефть».

Тимофей А. Крылов владеет методиками оценки стоимости компаний, анализа инвестиционных проектов, методами финансового моделирования и построения вероятностных финансовых моделей.

В настоящее время Тимофей А. Крылов работает старшим преподавателем в РЭУ имени Г.В. Плеханова, читает учебные курсы по предпринимательству и привлечению финансовых ресурсов в бизнес.Тимофей Крылов разработал методику работы с бизнес-кейсами, с которой можно ознакомиться на сайте www.100cases.ru

НК «Роснефть»: стратегический выбор развития нефтяной компании до 2030 г Бизнес-кейс

Задание к бизнес-кейсу

Ознакомьтесь с историей и перспективами развития нефтяной компании Роснефть. Используя теоретический материал, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие стратегические решения Вы порекомендуете для дальнейшего развития бизнеса компании Роснефть?

2. Какие шаги необходимо сделать для совместного взаимодействия между «бизнесом» и «государством» для успешной реализации проектов по добыче углеводородного сырья на морском арктическом шельфе?

3. Какие технические средства необходимы для освоения морского шельфа?

1. Перспективы освоения арктического шельфа

История компании Роснефть началась с шельфовых проектов на острове Сахалин. Затем было присоединение активов нефтяной компании ЮКОС, связанное с разгромом империи М.Б.Ходорковского и необходимостью передать полученные активы компании, основным акционером которой являлось бы государство. Наконец, в конце 2000-х компания Роснефть успешно реализовала разработку Ванкорского месторождения создав абсолютно новую добывающую и перерабатывающую инфраструктуру на самом севере России. Кроме того, совместно с компанией Транснефть, Роснефть участвовала в строительстве ряда новых трубопроводных магистралей, которые облегчают доставку углеводородного сырья клиентам-потребителям сырой нефти.

Схема трубопроводных магистралей на территории РФ и сопредельных государств

Однако, на сегодняшний день перед топ-менеджерами одной из крупнейших российских нефтяных компаний стоит вопрос: что делать дальше? Взгляды большинства специалистов нефтегазовой отрасли невольно обращены в сторону Арктики. В средствах массовой информации, в коридорах власти и в среде управленцев российского ТЭК активно обсуждается почти шекспировский вопрос: быть или не быть освоению российского арктического шельфа?

Существуют различные мнения на этот счет. Большинство экспертов топливно-энергетического рынка считают, что стоимость добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе России слишком высока. Для сравнения, по данным компании «Роснефть» себестоимость добычи одной тонны нефти составляет:

✓ на Ближнем Востоке – 5-10 долларов США;

✓ на разрабатываемых сегодня месторождениях Российской Федерации – 30–60 долларов США;✓ на арктическом шельфе – 200–300 долларов США.

Кроме высокой себестоимости добычи, также очень высоки первоначальные расходы на освоение шельфа и на строительство ледостойких нефтедобывающих сооружений. Дело в том, что на арктическом шельфе невозможно использовать существующие технологии строительства морских платформ, которые уже многократно опробованы на шельфовых месторождениях во всем мире. На арктическом шельфе необходимо устанавливать специальные ледостойкие платформы, способные выдерживать колоссальное боковое давление ледяных массивов и противостоять айсбергам, имеющим массу в сотни тысяч тонн. Многие знают, что в Норвегии уже много лет активно эксплуатируют ледостойкие нефтяные платформы. Однако необходимо учитывать, что норвежский шельф омывается теплым атлантическим течением Гольфстрим, в Норвежском и Северном море отсутствую айсберги, и толщина ледяного покрова на море редко превышает 80 сантиметров.

Ледостойкие платформы, способные выдерживать такие ледовые нагрузки, которые имеют место в российских арктических морях, должны конструктивно представлять из себя каменно-бетонные конусообразные сооружения, которые устанавливаются прямо на грунте, на морском дне. Чем больше глубина, тем дороже такое сооружение. Для примера, на сегодняшний день в мире есть опыт строительства лишь одной такой платформы. Стационарная ледостойкая нефтедобывающая платформа Hibernia (Хиберния) была построена в северной Атлантике у берегов Канады около острова Ньюфаундленд и сдана в эксплуатацию в 1997 г. На тот момент ее стоимость составила 7,3 млрд. долларов США (в ценах 1997 года). Очевидно, что на сегодняшний день подобная платформа будет стоить значительно дороже.

Поэтому приходится констатировать, что, при сегодняшнем уровне развития добычных и строительных технологий, освоение арктического шельфа российских морей зачастую экономически не рентабельно. В двух российских нефтедобывающих компаниях, НК «Роснефть» и НК «Газпромнефть», в 2010 г. группами профессиональных экспертов были проведены исследования и подготовлены программы освоения континентального шельфа России до 2030 г. Основной целью этих исследований была попытка найти ответ на вопрос: стоит ли в полной мере осваивать российский континентальный шельф, или достаточно ограничиться имеющимися несколькими проектами в Черном и Каспийском море, а также дальневосточными проектами «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Сахалин-3»? Однако эксперты нефтегазовой индустрии в итоги затруднились дать четкие рекомендации руководству компаний и российскому правительству на этот счет.

Вместе тем, несмотря на отсутствие положительной рентабельности шельфовых проектом, приходится признать тот факт, что у России в долгосрочной перспективе нет другого выбора, кроме как реализовывать эти проекты. Эра добычи нефти с месторождений расположенных на суше постепенно подходит к концу. Однако нефть и газ по-прежнему будут оставаться основным источником энергии и топлива на планете как минимум еще 50-100 лет. Но ее запасы на суше постепенно иссякают. И не только на суше! Эксперты утверждают, что, например, запасов нефти на шельфе Норвегии хватит еще не более чем на 10–15 лет. Затем эта страна должна будет переориентироваться в своей международной специализации и найти себе другой источник дохода. Ситуация в России не столь катастрофична. Российский шельф богат углеводородными ресурсами. Однако российская нефть на суше, как и в ситуации с Норвегией, по оценкам ученых также закончится через 10–15 лет.

Всем очевидно, как много сделано за последние д ...

knigogid.ru

Книга Роснефть 2030 (бизнес-кейс) читать онлайн бесплатно, автор Тимофей Крылов на Fictionbook

Декларация

Данный бизнес-кейс подготовлен на основе информации из общедоступных источников. Материалы, использованные в данном издании, не является продуктом интеллектуальной собственности компании НК «Роснефть», а также не является рекламой, и не направлены на продвижение брэнда компании НК «Роснефть».

Бизнес-кейс не является попыткой показать эффективный, равно как и неэффективный стиль управления компанией, а подготовлен исключительно в научных и образовательных целях, для приобретения и совершенствования управленческих навыков слушателей бизнес-школ и студентов вузов.

От автора

Бизнес-кейс «Роснефть 2030» раскрывает перспективы будущего стратегического развития нефтяной компании и описывает возможные пути освоения арктического шельфа России.

Бизнес-кейс представляет собой образовательный комплект, которым могут пользоваться как преподаватели, так и студенты экономических вузов. В комплекте есть все необходимое для работы преподавателя в аудитории, либо для самостоятельной работы студента дома. В комплект входит бизнес-кейс с вопросами, а также «правильные» ответы к ним, которые показывают, как на самом деле следовало бы ответить на вопросы, поставленные в кейсе.

Данный комплект снабжен также практическими задачами с решениями, имеющими отраслевую специфику.

В дополнение к бизнес-кейсу «Роснефть 2030» рекомендуется приобрести для самостоятельного изучения теоретический материал «Нефть & Газ», который помогает лучше освоить тематику нефти и газа, и раскрывает особенности бизнеса в нефтегазовой отрасли.

Для студентов и преподавателей вузов, слушателей бизнес-школ.

Об авторе

Крылов Тимофей Алексеевич

Базовое образование получил в 1994 – 1998 г.г. в РЭА им. Плеханова по специальности «Финансы и Кредит». В 1996–1997 г.г. проходил стажировку в Школе Экономики и Права Университета г. Гетеборга (Швеция). В 2002 – 2003 г.г. обучался по программе MBA в Школе Бизнеса в г. Йончепинге (Швеция).

Сведения о трудовой деятельности:

С 1998 по 2002 г. работал менеджером по закупкам в компании ИКЕА. С 2003 по 2005 – независимый консультант ряда шведских компаний. Среди основных клиентов: производственный концерн ITAB, Группа фабрик Sveba-Dahlen, шведские торгово-розничные сети.

В 2006 г. Крылов Т.А. принимал участие в качестве консультанта в проекте по описанию бизнес-процессов компании ОАО НК «Роснефть», проводившемся в преддверии эмиссии акций компании и их размещения на Лондонской Фондовой Бирже и на российском фондовом рынке.

С 2004 года занимается преподавательской деятельностью в бизнес-школах и тренинговых компаниях Москвы. Автор тренинга «Инструментарий подготовки компаний к IPO» и «Основы современного предпринимательства», а также других тренингов по финансовому менеджменту, по организации бизнес-процессов, по привлечению инвестиций.

В 2009 – 2010 г.г. принимал участие в организации и подготовке экономической части «Программы освоения континентального шельфа РФ до 2030 г. компании НК «Роснефть».

Тимофей А. Крылов владеет методиками оценки стоимости компаний, анализа инвестиционных проектов, методами финансового моделирования и построения вероятностных финансовых моделей.

В настоящее время Тимофей А. Крылов работает старшим преподавателем в РЭУ имени Г.В. Плеханова, читает учебные курсы по предпринимательству и привлечению финансовых ресурсов в бизнес.

Тимофей Крылов разработал методику работы с бизнес-кейсами, с которой можно ознакомиться на сайте www.100cases.ru

НК «Роснефть»: стратегический выбор развития нефтяной компании до 2030 гБизнес-кейс

Задание к бизнес-кейсу

Ознакомьтесь с историей и перспективами развития нефтяной компании Роснефть. Используя теоретический материал, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие стратегические решения Вы порекомендуете для дальнейшего развития бизнеса компании Роснефть?

2. Какие шаги необходимо сделать для совместного взаимодействия между «бизнесом» и «государством» для успешной реализации проектов по добыче углеводородного сырья на морском арктическом шельфе?

3. Какие технические средства необходимы для освоения морского шельфа?

1. Перспективы освоения арктического шельфа

История компании Роснефть началась с шельфовых проектов на острове Сахалин. Затем было присоединение активов нефтяной компании ЮКОС, связанное с разгромом империи М.Б.Ходорковского и необходимостью передать полученные активы компании, основным акционером которой являлось бы государство. Наконец, в конце 2000-х компания Роснефть успешно реализовала разработку Ванкорского месторождения создав абсолютно новую добывающую и перерабатывающую инфраструктуру на самом севере России. Кроме того, совместно с компанией Транснефть, Роснефть участвовала в строительстве ряда новых трубопроводных магистралей, которые облегчают доставку углеводородного сырья клиентам-потребителям сырой нефти.

Схема трубопроводных магистралей на территории РФ и сопредельных государств

Однако, на сегодняшний день перед топ-менеджерами одной из крупнейших российских нефтяных компаний стоит вопрос: что делать дальше? Взгляды большинства специалистов нефтегазовой отрасли невольно обращены в сторону Арктики. В средствах массовой информации, в коридорах власти и в среде управленцев российского ТЭК активно обсуждается почти шекспировский вопрос: быть или не быть освоению российского арктического шельфа?

Существуют различные мнения на этот счет. Большинство экспертов топливно-энергетического рынка считают, что стоимость добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе России слишком высока. Для сравнения, по данным компании «Роснефть» себестоимость добычи одной тонны нефти составляет:

✓ на Ближнем Востоке – 5-10 долларов США;

✓ на разрабатываемых сегодня месторождениях Российской Федерации – 30–60 долларов США;

✓ на арктическом шельфе – 200–300 долларов США.

Кроме высокой себестоимости добычи, также очень высоки первоначальные расходы на освоение шельфа и на строительство ледостойких нефтедобывающих сооружений. Дело в том, что на арктическом шельфе невозможно использовать существующие технологии строительства морских платформ, которые уже многократно опробованы на шельфовых месторождениях во всем мире. На арктическом шельфе необходимо устанавливать специальные ледостойкие платформы, способные выдерживать колоссальное боковое давление ледяных массивов и противостоять айсбергам, имеющим массу в сотни тысяч тонн. Многие знают, что в Норвегии уже много лет активно эксплуатируют ледостойкие нефтяные платформы. Однако необходимо учитывать, что норвежский шельф омывается теплым атлантическим течением Гольфстрим, в Норвежском и Северном море отсутствую айсберги, и толщина ледяного покрова на море редко превышает 80 сантиметров.

Ледостойкие платформы, способные выдерживать такие ледовые нагрузки, которые имеют место в российских арктических морях, должны конструктивно представлять из себя каменно-бетонные конусообразные сооружения, которые устанавливаются прямо на грунте, на морском дне. Чем больше глубина, тем дороже такое сооружение. Для примера, на сегодняшний день в мире есть опыт строительства лишь одной такой платформы. Стационарная ледостойкая нефтедобывающая платформа Hibernia (Хиберния) была построена в северной Атлантике у берегов Канады около острова Ньюфаундленд и сдана в эксплуатацию в 1997 г. На тот момент ее стоимость составила 7,3 млрд. долларов США (в ценах 1997 года). Очевидно, что на сегодняшний день подобная платформа будет стоить значительно дороже.

Поэтому приходится констатировать, что, при сегодняшнем уровне развития добычных и строительных технологий, освоение арктического шельфа российских морей зачастую экономически не рентабельно. В двух российских нефтедобывающих компаниях, НК «Роснефть» и НК «Газпромнефть», в 2010 г. группами профессиональных экспертов были проведены исследования и подготовлены программы освоения континентального шельфа России до 2030 г. Основной целью этих исследований была попытка найти ответ на вопрос: стоит ли в полной мере осваивать российский континентальный шельф, или достаточно ограничиться имеющимися несколькими проектами в Черном и Каспийском море, а также дальневосточными проектами «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Сахалин-3»? Однако эксперты нефтегазовой индустрии в итоги затруднились дать четкие рекомендации руководству компаний и российскому правительству на этот счет.

Вместе тем, несмотря на отсутствие положительной рентабельности шельфовых проектом, приходится признать тот факт, что у России в долгосрочной перспективе нет другого выбора, кроме как реализовывать эти проекты. Эра добычи нефти с месторождений расположенных на суше постепенно подходит к концу. Однако нефть и газ по-прежнему будут оставаться основным источником энергии и топлива на планете как минимум еще 50-100 лет. Но ее запасы на суше постепенно иссякают. И не только на суше! Эксперты утверждают, что, например, запасов нефти на шельфе Норвегии хватит еще не более чем на 10–15 лет. Затем эта страна должна будет переориентироваться в своей международной специализации и найти себе другой источник дохода. Ситуация в России не столь катастрофична. Российский шельф богат углеводородными ресурсами. Однако российская нефть на суше, как и в ситуации с Норвегией, по оценкам ученых также закончится через 10–15 лет.

 

Всем очевидно, как много сделано за последние десятилетия для технологической модернизации росиийской экономики. Стоит отметить такие положительные шаги, как организация госкорпорации «Роснано», учреждение инновационного центра «Сколково», и многие другие начинания, нацеленные на модернизацию российской экономики. Безусловно, такие инициативы будут способствовать развитию российской экономики и повышению, так называемого, качества жизни российского населения. Однако, вряд ли такие инновации в ближайшей перспективе смогут стать конкурентным преимуществом России на международной арене всемирной экономики и глобальной конкуренции. Плохо это или хорошо, но так уж сложилось, что с середины 20-го века основной специализацией России на рынке глобальной конкуренции является поставка энергоресурсов. Россия прочно удерживает эти позиции уже больше полу века. Конечно, российские запасы углеводородного сырья несравнимы по размерам с запасами, имеющимися на ближнем востоке. Однако, Россия является стабильным поставщиком. Политическая стабильность – вот основное конкурентное преимущество России по сравнению со странами Ближнего Востока. Уже на протяжении шести десятилетий Россию обходят стороной крупные военные конфликты, в то время как различные войны и революции сотрясают страны Малой Азии, Ближнего Востока и Северной Африки практически каждое десятилетие. И в этом контексте, именно поставка энергоресурсов на мировой рынок поможет России в ближайшие десятилетия сохранить имеющийся темп роста уровня жизни населения, не даст России скатиться на уровень ниже имеющейся планки среднестатистических доходов ее жителей.

2. Технические решения для реализации шельфовых проектов

Для добычи углеводородного сырья на шельфе морей РФ в подавляющем большинстве нужны так называемые «тяжелые» ледостойкие нефтедобывающие платформы. Дело в том, что большинство арктических морей, омывающих северные границы Российской Федерации, имеют очень тяжелые ледовые условия. Более высокая стоимость освоения арктических месторождений по сравнению с такими же месторождениями на суше, или даже в «тепловодном» шельфе обусловлена как-раз этими сложнейшими ледовыми условиями. Вообще, если посмотреть на карту российских морей с объемами извлекаемых углеводородов, то становится очевидно, что основные запасы российской нефти сконцентрированы в Баренце-Печорском регионе, а также в Карском и Чукотском морях (если не считать уже освоенные месторождения Охотского моря, и небольшие запасы в Черном и Каспийском морях). В соответствии с научными изысканиями Российского Института Арктики и Антарктики (ААНИИ) ледовые условия в этих морях следующие:

fictionbook.ru

Читать онлайн "Роснефть 2030 (бизнес-кейс)" автора Крылов Тимофей Алексеевич - RuLit

Тимофей Крылов

Роснефть 2030

Данный бизнес-кейс подготовлен на основе информации из общедоступных источников. Материалы, использованные в данном издании, не является продуктом интеллектуальной собственности компании НК «Роснефть», а также не является рекламой, и не направлены на продвижение брэнда компании НК «Роснефть».

Бизнес-кейс не является попыткой показать эффективный, равно как и неэффективный стиль управления компанией, а подготовлен исключительно в научных и образовательных целях, для приобретения и совершенствования управленческих навыков слушателей бизнес-школ и студентов вузов.

Бизнес-кейс «Роснефть 2030» раскрывает перспективы будущего стратегического развития нефтяной компании и описывает возможные пути освоения арктического шельфа России.

Бизнес-кейс представляет собой образовательный комплект, которым могут пользоваться как преподаватели, так и студенты экономических вузов. В комплекте есть все необходимое для работы преподавателя в аудитории, либо для самостоятельной работы студента дома. В комплект входит бизнес-кейс с вопросами, а также «правильные» ответы к ним, которые показывают, как на самом деле следовало бы ответить на вопросы, поставленные в кейсе.

Данный комплект снабжен также практическими задачами с решениями, имеющими отраслевую специфику.

В дополнение к бизнес-кейсу «Роснефть 2030» рекомендуется приобрести для самостоятельного изучения теоретический материал «Нефть & Газ», который помогает лучше освоить тематику нефти и газа, и раскрывает особенности бизнеса в нефтегазовой отрасли.

Для студентов и преподавателей вузов, слушателей бизнес-школ.

Крылов Тимофей Алексеевич

Базовое образование получил в 1994 – 1998 г.г. в РЭА им. Плеханова по специальности «Финансы и Кредит». В 1996–1997 г.г. проходил стажировку в Школе Экономики и Права Университета г. Гетеборга (Швеция). В 2002 – 2003 г.г. обучался по программе MBA в Школе Бизнеса в г. Йончепинге (Швеция).

Сведения о трудовой деятельности:

С 1998 по 2002 г. работал менеджером по закупкам в компании ИКЕА. С 2003 по 2005 – независимый консультант ряда шведских компаний. Среди основных клиентов: производственный концерн ITAB, Группа фабрик Sveba-Dahlen, шведские торгово-розничные сети.

В 2006 г. Крылов Т.А. принимал участие в качестве консультанта в проекте по описанию бизнес-процессов компании ОАО НК «Роснефть», проводившемся в преддверии эмиссии акций компании и их размещения на Лондонской Фондовой Бирже и на российском фондовом рынке.

С 2004 года занимается преподавательской деятельностью в бизнес-школах и тренинговых компаниях Москвы. Автор тренинга «Инструментарий подготовки компаний к IPO» и «Основы современного предпринимательства», а также других тренингов по финансовому менеджменту, по организации бизнес-процессов, по привлечению инвестиций.

В 2009 – 2010 г.г. принимал участие в организации и подготовке экономической части «Программы освоения континентального шельфа РФ до 2030 г. компании НК «Роснефть».

Тимофей А. Крылов владеет методиками оценки стоимости компаний, анализа инвестиционных проектов, методами финансового моделирования и построения вероятностных финансовых моделей.

В настоящее время Тимофей А. Крылов работает старшим преподавателем в РЭУ имени Г.В. Плеханова, читает учебные курсы по предпринимательству и привлечению финансовых ресурсов в бизнес.

Тимофей Крылов разработал методику работы с бизнес-кейсами, с которой можно ознакомиться на сайте www.100cases.ru

НК «Роснефть»: стратегический выбор развития нефтяной компании до 2030 г Бизнес-кейс

Задание к бизнес-кейсу

Ознакомьтесь с историей и перспективами развития нефтяной компании Роснефть. Используя теоретический материал, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие стратегические решения Вы порекомендуете для дальнейшего развития бизнеса компании Роснефть?

2. Какие шаги необходимо сделать для совместного взаимодействия между «бизнесом» и «государством» для успешной реализации проектов по добыче углеводородного сырья на морском арктическом шельфе?

3. Какие технические средства необходимы для освоения морского шельфа?

1. Перспективы освоения арктического шельфа

История компании Роснефть началась с шельфовых проектов на острове Сахалин. Затем было присоединение активов нефтяной компании ЮКОС, связанное с разгромом империи М.Б.Ходорковского и необходимостью передать полученные активы компании, основным акционером которой являлось бы государство. Наконец, в конце 2000-х компания Роснефть успешно реализовала разработку Ванкорского месторождения создав абсолютно новую добывающую и перерабатывающую инфраструктуру на самом севере России. Кроме того, совместно с компанией Транснефть, Роснефть участвовала в строительстве ряда новых трубопроводных магистралей, которые облегчают доставку углеводородного сырья клиентам-потребителям сырой нефти.

www.rulit.me

«Роснефть 2030 (бизнес-кейс)» — Тимофей Крылов

Декларация

Данный бизнес-кейс подготовлен на основе информации из общедоступных источников. Материалы, использованные в данном издании, не является продуктом интеллектуальной собственности компании НК «Роснефть», а также не является рекламой, и не направлены на продвижение брэнда компании НК «Роснефть».

Бизнес-кейс не является попыткой показать эффективный, равно как и неэффективный стиль управления компанией, а подготовлен исключительно в научных и образовательных целях, для приобретения и совершенствования управленческих навыков слушателей бизнес-школ и студентов вузов.

От автора

Бизнес-кейс «Роснефть 2030» раскрывает перспективы будущего стратегического развития нефтяной компании и описывает возможные пути освоения арктического шельфа России.

Бизнес-кейс представляет собой образовательный комплект, которым могут пользоваться как преподаватели, так и студенты экономических вузов. В комплекте есть все необходимое для работы преподавателя в аудитории, либо для самостоятельной работы студента дома. В комплект входит бизнес-кейс с вопросами, а также «правильные» ответы к ним, которые показывают, как на самом деле следовало бы ответить на вопросы, поставленные в кейсе.

Данный комплект снабжен также практическими задачами с решениями, имеющими отраслевую специфику.

В дополнение к бизнес-кейсу «Роснефть 2030» рекомендуется приобрести для самостоятельного изучения теоретический материал «Нефть & Газ», который помогает лучше освоить тематику нефти и газа, и раскрывает особенности бизнеса в нефтегазовой отрасли.

Для студентов и преподавателей вузов, слушателей бизнес-школ.

Об авторе

Крылов Тимофей Алексеевич

Базовое образование получил в 1994 – 1998 г.г. в РЭА им. Плеханова по специальности «Финансы и Кредит». В 1996–1997 г.г. проходил стажировку в Школе Экономики и Права Университета г. Гетеборга (Швеция). В 2002 – 2003 г.г. обучался по программе MBA в Школе Бизнеса в г. Йончепинге (Швеция).

Сведения о трудовой деятельности:

С 1998 по 2002 г. работал менеджером по закупкам в компании ИКЕА. С 2003 по 2005 – независимый консультант ряда шведских компаний. Среди основных клиентов: производственный концерн ITAB, Группа фабрик Sveba-Dahlen, шведские торгово-розничные сети.

В 2006 г. Крылов Т.А. принимал участие в качестве консультанта в проекте по описанию бизнес-процессов компании ОАО НК «Роснефть», проводившемся в преддверии эмиссии акций компании и их размещения на Лондонской Фондовой Бирже и на российском фондовом рынке.

С 2004 года занимается преподавательской деятельностью в бизнес-школах и тренинговых компаниях Москвы. Автор тренинга «Инструментарий подготовки компаний к IPO» и «Основы современного предпринимательства», а также других тренингов по финансовому менеджменту, по организации бизнес-процессов, по привлечению инвестиций.

В 2009 – 2010 г.г. принимал участие в организации и подготовке экономической части «Программы освоения континентального шельфа РФ до 2030 г. компании НК «Роснефть».

Тимофей А. Крылов владеет методиками оценки стоимости компаний, анализа инвестиционных проектов, методами финансового моделирования и построения вероятностных финансовых моделей.

В настоящее время Тимофей А. Крылов работает старшим преподавателем в РЭУ имени Г.В. Плеханова, читает учебные курсы по предпринимательству и привлечению финансовых ресурсов в бизнес.

Тимофей Крылов разработал методику работы с бизнес-кейсами, с которой можно ознакомиться на сайте www.100cases.ru

НК «Роснефть»: стратегический выбор развития нефтяной компании до 2030 гБизнес-кейс

Задание к бизнес-кейсу

Ознакомьтесь с историей и перспективами развития нефтяной компании Роснефть. Используя теоретический материал, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие стратегические решения Вы порекомендуете для дальнейшего развития бизнеса компании Роснефть?

2. Какие шаги необходимо сделать для совместного взаимодействия между «бизнесом» и «государством» для успешной реализации проектов по добыче углеводородного сырья на морском арктическом шельфе?

3. Какие технические средства необходимы для освоения морского шельфа?

1. Перспективы освоения арктического шельфа

История компании Роснефть началась с шельфовых проектов на острове Сахалин. Затем было присоединение активов нефтяной компании ЮКОС, связанное с разгромом империи М.Б.Ходорковского и необходимостью передать полученные активы компании, основным акционером которой являлось бы государство. Наконец, в конце 2000-х компания Роснефть успешно реализовала разработку Ванкорского месторождения создав абсолютно новую добывающую и перерабатывающую инфраструктуру на самом севере России. Кроме того, совместно с компанией Транснефть, Роснефть участвовала в строительстве ряда новых трубопроводных магистралей, которые облегчают доставку углеводородного сырья клиентам-потребителям сырой нефти.

mybook.ru

Читать книгу по бизнесу Роснефть 2030 (бизнес-кейс) Тимофея Крылова : онлайн чтение

Раздел: О бизнесе популярно, Бизнес-книги

Возрастные ограничения: +12

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Перейти на страницу книги

Тимофей КрыловРоснефть 2030

Декларация

Данный бизнес-кейс подготовлен на основе информации из общедоступных источников. Материалы, использованные в данном издании, не является продуктом интеллектуальной собственности компании НК «Роснефть», а также не является рекламой, и не направлены на продвижение брэнда компании НК «Роснефть».

Бизнес-кейс не является попыткой показать эффективный, равно как и неэффективный стиль управления компанией, а подготовлен исключительно в научных и образовательных целях, для приобретения и совершенствования управленческих навыков слушателей бизнес-школ и студентов вузов.

От автора

Бизнес-кейс «Роснефть 2030» раскрывает перспективы будущего стратегического развития нефтяной компании и описывает возможные пути освоения арктического шельфа России.

Бизнес-кейс представляет собой образовательный комплект, которым могут пользоваться как преподаватели, так и студенты экономических вузов. В комплекте есть все необходимое для работы преподавателя в аудитории, либо для самостоятельной работы студента дома. В комплект входит бизнес-кейс с вопросами, а также «правильные» ответы к ним, которые показывают, как на самом деле следовало бы ответить на вопросы, поставленные в кейсе.

Данный комплект снабжен также практическими задачами с решениями, имеющими отраслевую специфику.

В дополнение к бизнес-кейсу «Роснефть 2030» рекомендуется приобрести для самостоятельного изучения теоретический материал «Нефть & Газ», который помогает лучше освоить тематику нефти и газа, и раскрывает особенности бизнеса в нефтегазовой отрасли.

Для студентов и преподавателей вузов, слушателей бизнес-школ.

Об авторе

Крылов Тимофей Алексеевич

Базовое образование получил в 1994 – 1998 г.г. в РЭА им. Плеханова по специальности «Финансы и Кредит». В 1996–1997 г.г. проходил стажировку в Школе Экономики и Права Университета г. Гетеборга (Швеция). В 2002 – 2003 г.г. обучался по программе MBA в Школе Бизнеса в г. Йончепинге (Швеция).

Сведения о трудовой деятельности:

С 1998 по 2002 г. работал менеджером по закупкам в компании ИКЕА. С 2003 по 2005 – независимый консультант ряда шведских компаний. Среди основных клиентов: производственный концерн ITAB, Группа фабрик Sveba-Dahlen, шведские торгово-розничные сети.

В 2006 г. Крылов Т.А. принимал участие в качестве консультанта в проекте по описанию бизнес-процессов компании ОАО НК «Роснефть», проводившемся в преддверии эмиссии акций компании и их размещения на Лондонской Фондовой Бирже и на российском фондовом рынке.

С 2004 года занимается преподавательской деятельностью в бизнес-школах и тренинговых компаниях Москвы. Автор тренинга «Инструментарий подготовки компаний к IPO» и «Основы современного предпринимательства», а также других тренингов по финансовому менеджменту, по организации бизнес-процессов, по привлечению инвестиций.

В 2009 – 2010 г.г. принимал участие в организации и подготовке экономической части «Программы освоения континентального шельфа РФ до 2030 г. компании НК «Роснефть».

Тимофей А. Крылов владеет методиками оценки стоимости компаний, анализа инвестиционных проектов, методами финансового моделирования и построения вероятностных финансовых моделей.

В настоящее время Тимофей А. Крылов работает старшим преподавателем в РЭУ имени Г.В. Плеханова, читает учебные курсы по предпринимательству и привлечению финансовых ресурсов в бизнес.

Тимофей Крылов разработал методику работы с бизнес-кейсами, с которой можно ознакомиться на сайте www.100cases.ru

НК «Роснефть»: стратегический выбор развития нефтяной компании до 2030 гБизнес-кейс
Задание к бизнес-кейсу

Ознакомьтесь с историей и перспективами развития нефтяной компании Роснефть. Используя теоретический материал, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие стратегические решения Вы порекомендуете для дальнейшего развития бизнеса компании Роснефть?

2. Какие шаги необходимо сделать для совместного взаимодействия между «бизнесом» и «государством» для успешной реализации проектов по добыче углеводородного сырья на морском арктическом шельфе?

3. Какие технические средства необходимы для освоения морского шельфа?

1. Перспективы освоения арктического шельфа

История компании Роснефть началась с шельфовых проектов на острове Сахалин. Затем было присоединение активов нефтяной компании ЮКОС, связанное с разгромом империи М.Б.Ходорковского и необходимостью передать полученные активы компании, основным акционером которой являлось бы государство. Наконец, в конце 2000-х компания Роснефть успешно реализовала разработку Ванкорского месторождения создав абсолютно новую добывающую и перерабатывающую инфраструктуру на самом севере России. Кроме того, совместно с компанией Транснефть, Роснефть участвовала в строительстве ряда новых трубопроводных магистралей, которые облегчают доставку углеводородного сырья клиентам-потребителям сырой нефти.

Схема трубопроводных магистралей на территории РФ и сопредельных государств

Однако, на сегодняшний день перед топ-менеджерами одной из крупнейших российских нефтяных компаний стоит вопрос: что делать дальше? Взгляды большинства специалистов нефтегазовой отрасли невольно обращены в сторону Арктики. В средствах массовой информации, в коридорах власти и в среде управленцев российского ТЭК активно обсуждается почти шекспировский вопрос: быть или не быть освоению российского арктического шельфа?

Существуют различные мнения на этот счет. Большинство экспертов топливно-энергетического рынка считают, что стоимость добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе России слишком высока. Для сравнения, по данным компании «Роснефть» себестоимость добычи одной тонны нефти составляет:

✓ на Ближнем Востоке – 5-10 долларов США;

✓ на разрабатываемых сегодня месторождениях Российской Федерации – 30–60 долларов США;

✓ на арктическом шельфе – 200–300 долларов США.

Кроме высокой себестоимости добычи, также очень высоки первоначальные расходы на освоение шельфа и на строительство ледостойких нефтедобывающих сооружений. Дело в том, что на арктическом шельфе невозможно использовать существующие технологии строительства морских платформ, которые уже многократно опробованы на шельфовых месторождениях во всем мире. На арктическом шельфе необходимо устанавливать специальные ледостойкие платформы, способные выдерживать колоссальное боковое давление ледяных массивов и противостоять айсбергам, имеющим массу в сотни тысяч тонн. Многие знают, что в Норвегии уже много лет активно эксплуатируют ледостойкие нефтяные платформы. Однако необходимо учитывать, что норвежский шельф омывается теплым атлантическим течением Гольфстрим, в Норвежском и Северном море отсутствую айсберги, и толщина ледяного покрова на море редко превышает 80 сантиметров.

Ледостойкие платформы, способные выдерживать такие ледовые нагрузки, которые имеют место в российских арктических морях, должны конструктивно представлять из себя каменно-бетонные конусообразные сооружения, которые устанавливаются прямо на грунте, на морском дне. Чем больше глубина, тем дороже такое сооружение. Для примера, на сегодняшний день в мире есть опыт строительства лишь одной такой платформы. Стационарная ледостойкая нефтедобывающая платформа Hibernia (Хиберния) была построена в северной Атлантике у берегов Канады около острова Ньюфаундленд и сдана в эксплуатацию в 1997 г. На тот момент ее стоимость составила 7,3 млрд. долларов США (в ценах 1997 года). Очевидно, что на сегодняшний день подобная платформа будет стоить значительно дороже.

Поэтому приходится констатировать, что, при сегодняшнем уровне развития добычных и строительных технологий, освоение арктического шельфа российских морей зачастую экономически не рентабельно. В двух российских нефтедобывающих компаниях, НК «Роснефть» и НК «Газпромнефть», в 2010 г. группами профессиональных экспертов были проведены исследования и подготовлены программы освоения континентального шельфа России до 2030 г. Основной целью этих исследований была попытка найти ответ на вопрос: стоит ли в полной мере осваивать российский континентальный шельф, или достаточно ограничиться имеющимися несколькими проектами в Черном и Каспийском море, а также дальневосточными проектами «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Сахалин-3»? Однако эксперты нефтегазовой индустрии в итоги затруднились дать четкие рекомендации руководству компаний и российскому правительству на этот счет.

Вместе тем, несмотря на отсутствие положительной рентабельности шельфовых проектом, приходится признать тот факт, что у России в долгосрочной перспективе нет другого выбора, кроме как реализовывать эти проекты. Эра добычи нефти с месторождений расположенных на суше постепенно подходит к концу. Однако нефть и газ по-прежнему будут оставаться основным источником энергии и топлива на планете как минимум еще 50-100 лет. Но ее запасы на суше постепенно иссякают. И не только на суше! Эксперты утверждают, что, например, запасов нефти на шельфе Норвегии хватит еще не более чем на 10–15 лет. Затем эта страна должна будет переориентироваться в своей международной специализации и найти себе другой источник дохода. Ситуация в России не столь катастрофична. Российский шельф богат углеводородными ресурсами. Однако российская нефть на суше, как и в ситуации с Норвегией, по оценкам ученых также закончится через 10–15 лет.

Всем очевидно, как много сделано за последние десятилетия для технологической модернизации росиийской экономики. Стоит отметить такие положительные шаги, как организация госкорпорации «Роснано», учреждение инновационного центра «Сколково», и многие другие начинания, нацеленные на модернизацию российской экономики. Безусловно, такие инициативы будут способствовать развитию российской экономики и повышению, так называемого, качества жизни российского населения. Однако, вряд ли такие инновации в ближайшей перспективе смогут стать конкурентным преимуществом России на международной арене всемирной экономики и глобальной конкуренции. Плохо это или хорошо, но так уж сложилось, что с середины 20-го века основной специализацией России на рынке глобальной конкуренции является поставка энергоресурсов. Россия прочно удерживает эти позиции уже больше полу века. Конечно, российские запасы углеводородного сырья несравнимы по размерам с запасами, имеющимися на ближнем востоке. Однако, Россия является стабильным поставщиком. Политическая стабильность – вот основное конкурентное преимущество России по сравнению со странами Ближнего Востока. Уже на протяжении шести десятилетий Россию обходят стороной крупные военные конфликты, в то время как различные войны и революции сотрясают страны Малой Азии, Ближнего Востока и Северной Африки практически каждое десятилетие. И в этом контексте, именно поставка энергоресурсов на мировой рынок поможет России в ближайшие десятилетия сохранить имеющийся темп роста уровня жизни населения, не даст России скатиться на уровень ниже имеющейся планки среднестатистических доходов ее жителей.

2. Технические решения для реализации шельфовых проектов

Для добычи углеводородного сырья на шельфе морей РФ в подавляющем большинстве нужны так называемые «тяжелые» ледостойкие нефтедобывающие платформы. Дело в том, что большинство арктических морей, омывающих северные границы Российской Федерации, имеют очень тяжелые ледовые условия. Более высокая стоимость освоения арктических месторождений по сравнению с такими же месторождениями на суше, или даже в «тепловодном» шельфе обусловлена как-раз этими сложнейшими ледовыми условиями. Вообще, если посмотреть на карту российских морей с объемами извлекаемых углеводородов, то становится очевидно, что основные запасы российской нефти сконцентрированы в Баренце-Печорском регионе, а также в Карском и Чукотском морях (если не считать уже освоенные месторождения Охотского моря, и небольшие запасы в Черном и Каспийском морях). В соответствии с научными изысканиями Российского Института Арктики и Антарктики (ААНИИ) ледовые условия в этих морях следующие:

✓ толщина льда обычно составляет от полутора до трех метров;

✓ в летний период имеют место дрейфующие льды толщиной от 7 до 25 метров, откалывающиеся от многоледних ледников Канады и Гренландии;

✓ имеют место айсберги.

Карта предполагаемых запасов углеводородов на шельфе РФ

Как видно из карты, граница влияния вод теплого течения Гальфстрим заканчивается в аккурат на государственной границе Норвегии и России. Это объясняет как раз тот факт, почему условия эксплуатации морских нефтяных платформ на российском и норвежском шельфе столь различны, а именно, ледовые условия на шельфе Норвегии значительно мягче, чем на шельфе российской Арктики. Строительство тяжелых ледостойких нефтедобывающих платформ – очень долгий и дорогостоящий процесс. Как отмечалось выше, на сегодняшний день в мире пока есть опыт строительства лишь одной такой тяжелой ледостойкой нефтедобывающей платформы – это «Хиберния» – способной выдерживать действительно сложные ледовые условия, а также воздействие айсбергов. Ледовые условия, аналогичные тем, что присутствуют, например, в Охотском море на проектах «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Сахалин-3», когда толщина льда не превышает одного или даже полутора метров, нельзя считать действительно серьезными. Такое ледяное покрытие способно легко раскалываться о гравитационные основания (так называемые «ноги») платформы, в случае наползания ледяной массы на последнюю.

Платформа «Хиберния»

Однако Хиберния способна противостоять более сильным воздействиям ледяных масс, и даже айсбергам. Платформа установлена на глубине 85 метров, а ее гравитационное основание весит 450 тысяч тонн. Четыре «ноги», четыре гравитационных основания Хибернии закованы и защищены гравитационным зубчатым кессоном диаметром 106 метров, выполненным из высокопрочного преднапряженного бетона со стальной прутковой арматурой и преднапряженными арматурными элементами. Внешняя противоледовая стена имеет толщину 1,4 метра и форму в виде звезды с 16-ю зубьями, для раскалывания надвигающихся ледяных масс. Внутренняя противоледовая стена имеет толщину 15 метров. Платформа способна выдерживать вообще без повреждений воздействие айсберга весом до 1 млн. тонн, вероятность столкновения с которым оценивается как 1 раз в 500 лет. Также платформа способна выдерживать столкновение с айсбергом весом до 6 млн. тонн, однако в этом случае платформа будет иметь устраняемые повреждения. Вероятность последнего события оценивается как 1 раз в 10 000 лет.

Хиберния была построена в Канаде. Однако российские ученые, в частности конструктора КБ «Рубин», предлагают немного иную модель ледостойких морских платформ. Если Хиберния имеет в целом цилиндрическую форму в 111 метров в высоту и 106 метров в диаметре, то российские разработки больше сводятся к конусообразной форме. Ведь как показывает опыт строительства сооружений древними цивилизациями, пирамида – это самая прочная форма конструкции. Российские платформы имеют широкое и тяжелое гравитационное основание, стенки которого практически под углом в 45 градусов поднимаются на поверхность моря, а сверху, на макушке, выше уровня воды, располагается легкая и прочная, решетчато-фермовая металлическая площадка с расположенным на ней всем необходимым буровым и добычным оборудованием.

Помимо железобетонных конструкций ледостойких морских нефтедобывающих платформ, таких как Хиберния, существуют и другие модели. Например, стальная конструкция ледостойкой платформы, которая использовалась для строительства платформы «Моликпак» (Moliqpak) на шельфе о. Сахалин, а также аналогичная ей платформа «Приразломная», построенная концерном «Газпром» в Баренцевом море. Эта конструкция менее устойчива к воздействию айсбергов, однако вполне способна выдерживать толстые многолетние льды. В основе данной конструкции лежит стальной куб, усиленный и утяжеленный бетонными конструкциями, а также имеющий уменьшенные грани наверху и увеличенные грани внизу у основания платформы. Так, платформа «Моликпак» имеет в основании размеры 111х111 м, которые уменьшаются до 87х87 м на уровне верхней палубы. Опорное основание платформы весит 37 520 тонн. Платформа заполнена песчаным балластом объемом 278 000 кубометров.

Интересным образом на платформе «Моликпак» организована отгрузка углеводородов. С платформы сырая нефть сначала подается на танкер-накопитель, а затем через плавучий буй отгружается на транспортные танкера. В ледовый период добыча на платформе останавливается, танкер-накопитель выводится с месторождения, а отгрузочный буй погружается под воду.

По сравнению с платформой «Моликпак», платформа «Приразломная» имеет еще более внушительные размеры. Габаритные размеры «Приразломной» на уровне днища кессона составляют 126х126 метров. Масса платформы без твердого балласта составляет 110 тысяч тонн, а с балластом – 506 тысяч тонн. Объем кессона для заполнения балластом составляет почти 160 тысяч кубометров. Эта платформа имеет 40 скважин и способна отгружать до 20 тысяч кубометров углеводородного сырья в сутки. Для этого платформа оснащена двумя отгрузочными устройствами. В зависимости от направления дрейфа льда отгрузка углеводородной продукции осуществляется с отгрузочного устройства, расположенного на противоположной дрейфу льда стороне платформы. Таким образом, опорное основание своей массой уменьшает уровень воздействия льда на загружаемый с платформы танкер.

Более высокая масса платформы «Приразломная» по сравнению с «Моликпак» обусловлена прежде всего более сложными ледовыми условиями в Печорском, нежели в Охотском морях. Можно предположить, что гравитационные платформы, возводимые в Море Лаптевы, а также в Карском и Восточносибирском морях будут по своим размерам еще на порядок более внушительными и капиталоемкими.

Несмотря на всю сложность и опасность ледовых условий, в Арктике, помимо гравитационных типов платформ, можно использовать и некоторые плавучие добычные системы, которые несколько дешевле гравитационных конструкций. Однако здесь есть свои технические сложности. Из всех имеющихся на сегодняшний день в мире типов плавучих добычных платформ в тяжелых ледовых условиях можно использовать лишь платформы типа SPAR. Это плавучие платформы, корпус которых имеет значительно большую осадку по сравнению с их шириной. Высота корпуса такой платформы составляет около 200 метров, а глубина воды на месте ее установки должна составлять не менее нескольких сот метров. Платформа SPAR во время волнения ведет себя аналогично рыболовному поплавку, вытянутому в вертикальном направлении. Устойчивость такой платформы обеспечивается за счет низкого центра тяжести платформы, который всегда находится ниже центра плавучести, а также за счет максимальной степени натянутости якорных креплений, которые с большой силой притягивают платформу к морскому дну. Высокая степень натяжения якорных креплений и относительно маленький поперечный диаметр платформы обеспечивают ей высокую устойчивость и независимость от влияния волн, льда, и других боковых физических нагрузок. Для еще большей устойчивости подводная часть платформы SPAR снабжена наклонными винтообразными «лопостями», которые отсекают боковые водные потоки и ледяные массивы, и направляют их вниз либо вверх, параллельно корпусу платформы. Однако, несмотря на возможность использования в ледовых условиях, платформа типа SPAR не способна противостоять давлению айсбергов. Чтобы противостоять айсбергам, для этого типа платформ необходимо дополнительно разработать систему экстренного отсоединения райзеров (нефтедобычных подъемных механизмов) в случае наличия серьезной айсберговой опасности, а также систему активного позиционирования и удержания на месте, которая поможет противостоять арктическим штормам и быстро вернуть платформу в рабочее состояние в случае экстренной остановки процесса добычи углеводородов.

SPAR в арктическом исполнении

В российских арктических морях не только дорого и сложно строить морские нефтедобывающие сооружения, но также довольно проблематично проводить сейсморазведку и геологоразведочные работы. Не секрет, что весь объем геофизических данных, которыми на сегодняшний день располагают российские нефтедобывающие компании касательно перспективных участков и структур в Арктике, относится чуть ли не к сталинской эпохе, когда советские ледоколы бороздили, казавшиеся тогда бесконечными, просторы арктических морей и проводили геофизические исследования довольно примитивными способами, соответствующими тогдашнему уровню развития науки и техники. На сегодняшний день результаты тех исследований доступны геологам нефтяных компаний в архивах ААНИИ и других государственных ведомств. Однако для освоения арктического шельфа нужны дополнительные исследования. На сегодняшний день ученым доступны такие методы как 2D и 3D сейсмика. Однако необходимо понимать, что научно-исследовательское судно в процессе обработки перспективного участка и сбора сейсмических данным в формате 2D протягивает за собой сейсмокосу протяженностью до 12 километров. Если же проводится 3D исследование, то судно протягивает за собой уже одновременно от 4 до 20 таких сейсмокос. А как это можно сделать, если арктические моря практически круглогодично находятся подо льдом? Даже если море в целом очистилось ото льда, то все равно крупные и мелкие дрейфующие льдины, а также ледяные торосы физически препятствуют работе сейсморазведовательных судов, а также создают помехи в работе оборудования при регистрации сейсмических сигналов.

На сегодняшний день, так называемая, сетка сейсморазведовательных работ, например, в Северном море и у берегов Норвегии составляет около 250 метров, что дает практически доскональную точность о содержании полезных ископаемых на шельфе. Аналогичный показатель для российских арктических морей составляет в лучшем случае несколько десятков километров, а в некоторых случаях о «сейморазведовательной сетке» вообще говорить не приходится. Глубина и степень проработки геофизических исследований в российских арктических морях иногда выглядит следующим образом: по морю прошел научно-исследовательский корабль лишь один раз в одном направлении. Примерно так выглядит степень геофизической изученности в частности в Восточносибирском море.

Модель буровой подводной лодки

Но многих технических и технологических проблем в освоении арктического шельфа можно избежать, если использовать для освоения труднодоступных арктических районов буровые подводные лодки. На сегодняшний день концептуальная разработка такой технической новинки выполнена ЦКБ «Лазурит». По задумкам конструкторов, буровая подводная лодка несет на борту комплекс бурового оборудования, а также небольшой запас расходных материалов, необходимых для бурения одной вертикальной скважины глубиной не более 4 тысяч метров. Дополнительные расходные материалы могут поставляться при помощи подводного грузового транспортного модуля, совершающего челночные поездки на поверхность. Подводная лодка оснащена комплексом устьевого противовыбросового оборудования, что дает возможность обеспечить в процессе бурения давление, не превышающее одну атмосферу, в отсеках подводной лодки. Технологические операции за бортом выполняются подводными роботами, а пассажирские перевозки и аварийно-спасательные работы выполняются транспортно-спасательными подводными аппаратами, базирующимися на поверхности.

Буровое судно на воздушной подушке

Помимо буровой подводной лодки, интересную конструкцию представляет собой буровая установка на воздушной подушке. Преимущество такой конструкции заключается в ее высокой мобильности, а также отсутствии необходимости оказывать физическое сопротивление ледяным массам на точке бурения. Платформа на воздушной подушке, достигнув точки бурения, непосредственно ложится на ледяной покров и осуществляет бурение через толщу льда. По окончании бурения на полученную скважину устанавливается подводное устьевое оборудование, которое также подключается к подводной системе сбора углеводородов, что дает возможность избежать выхода технологических конструкций на поверхность моря, и соответственно их взаимодействия с ледяными массами.

На небольших морских глубинах до 30 метров для размещения бурового и добычного оборудования могут использоваться искусственные насыпные острова из песка и гравия, либо создаются ледяные намораживания.

Подводный добычной комплекс

Конструкция ледяного острова представляет собой толстый ледяной пласт, который намораживается на поверхности моря при помощи брандспойтов с использованием подручной морской воды. По мере намораживания такой ледяной пласт становится все толще и толще. Пласт намораживается до тех пор, пока его нижняя часть не ляжет на морское дно, а верхняя часть не поднимется на определенную безопасную высоту над уровнем моря, после чего на таком ледяном острове размещается буровое и добычное оборудование.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

biznes-knigi.com


Смотрите также