Уникальный проект. «Роснефть» начала глубоководное бурение в Черном море. Черное море роснефть


Уникальный проект. «Роснефть» начала глубоководное бурение в Черном море | Компании | Деньги

Бурение первой сверхглубоководной скважины на российском шельфе в компании называют уникальным проектом. Глубина моря в точке бурения составляет более 2 тыс. метров, а расчётная глубина скважины — 6 126 метров.

«Бурение ведёт полупогружная установка Scarabeo-9, которая принадлежит компании Saipem. Для доставки платформы на точку бурения была успешно проведена сложнейшая транспортная операция. В сентябре 2017 года установка вышла из порта Лас-Пальмас, преодолела пролив Босфор и спустя месяц прибыла в румынский порт Констанца. В общей сложности весь путь составил более 3 тыс. морских миль», — сообщают в «Роснефти». Установка оснащена высокоточной системой динамического позиционирования, которая позволяет ей постоянно находиться строго над устьем скважины.

Высота платформы составляет 115 метров, ширина палубы 80 метров, водоизмещение установки Scarabeo-9 — 31000 тонн, она способна бурить скважины на глубину до 15 километров.

Платформа отвечает не только техническим параметрам проекта, но и строгим нормам экологической безопасности. Для исключения любых рисков для окружающей среды она оснащена независимым подводным запорным устройством и семью превенторами (механизмами для герметизации устья скважины в нештатных ситуациях).

В районе работ будет вестись постоянный мониторинг состояния акватории моря, в том числе со спутника. Кроме того, строительство скважины будет круглосуточно контролироваться двумя подводными дистанционно управляемыми аппаратами. Всё это, убеждены в компании, гарантирует полное отсутствие вреда экосистеме акватории Черного моря.

А вообще, крупнейшая российская нефтяная компания проводит комплексный экологический мониторинг акватории Чёрного моря уже несколько лет. В 2017 году она объявила о финансовой поддержке программы по изучению черноморских дельфинов, которая рассчитана на 3 года и предполагает полевые исследования, акустический и визуальный мониторинги, камеральную обработку полученных данных.

«Чёрное море обладает значительным нефтегазовым потенциалом, но до сих пор в глубоководной части российского сектора не было пробурено ни одной скважины, — отметил главный исполнительный директор ПАО «НК „Роснефть“ Игорь Сечин. — Обнаруженные потенциальные геологические ловушки находятся под толщей воды в 2 тыс. и более метров. На этом этапе мы считаем, что ресурсная база составляет 600 млн тонн нефти на этом участке. После проведения дополнительных работ и технических исследований компания планирует уточнить и даже увеличить ресурсную базу. При реализации проекта на шельфе Черного моря будет использован уникальный опыт крупнейших мировых нефтегазовых и нефтесервисных компаний, а также самая современная техника. Это открывает новый этап в освоении недр черноморского шельфа в сотрудничестве с нашими стратегическими партнёрами».

Проект бурения на Западно-Черноморской площади «Роснефть» реализует совместно с Eni — своим стратегическим партнёром.

Кстати

На египетском месторождении Zohr «Роснефть» в составе международного консорциума начала 20 декабря добычу газа. Этот проект реализуется на условиях концессии — совместно с британской BP (10%) и итальянской Eni S.p.A (60%).

Благодаря эффективному использованию компетенций и навыков всех партнёров, а также применению инновационных подходов к разработке месторождения начать добычу удалось в рекордные сроки реализации: менее чем через 2,5 года после начала работ на месторождении.

Генеральный директор Eni Клаудио Дескальци назвал этот день историческим. Планируется, что уже в 2020 году общая добыча газа на месторождении составит до 28 млрд м3.

www.aif.ru

Некоторые подробности бурения Роснефтью 1-й сверхглубоководной скважины Мария-1 на шельфе Черного моря // Бурение на шельфе // Новости

О бурении поисково-оценочной скважины «Мария-1» на Западно-Черноморском участке недр, известном также как Вал Шатского, на шельфе Черного моря стало известно еще на заседании Совета Директоров Роснефти. 

Около 39% опрошенных читателей Neftegaz.RU считают это важным событием для России.

 

20 декабря 2017 г Роснефти сообщила некоторые подробности буровых работ.

 

На заседании совета директоров (СД) И. Сечин в общих чертах рассказал о том, что Роснефть в партнерстве с Eni, несмотря на антироссийские санкции, все же взялись за реализацию проекта.

В рамках подготовки к бурению была выполнена сейсморазведка в объеме более 4 тыс пог км методом 2D и более 3 тыс км2 методом 3D.

Так же были завершены комплексные инженерно-геологические исследования.

 

Бурение 1й сверхглубоководной скважины на российском шельфе – это уникальный проект.

Расчетная глубина скважины составит 6 126 м, глубина моря в точке бурения – более 2 тыс м.

 

Бурение скважины ведет полупогружная буровая установка (ППБУ) Scarabeo-9, которая была взята в аренду у Saipem.

Для доставки платформы на точку бурения была успешно проведена сложнейшая транспортная операция.

 

В сентябре 2017 г установка вышла из порта Лас-Пальмас, преодолела пролив Босфор и спустя месяц прибыла в румынский порт Констанца.

В общей сложности весь путь составил более 3 тыс морских миль.

 

Установка оснащена высокоточной системой динамического позиционирования с винторулевыми колонками, которая позволяет ей постоянно находиться строго над устьем скважины.

Кроме того, буровая установка укомплектована сдвоенной буровой вышкой, благодаря чему одновременно могут осуществляться операции как по бурению скважины, так и по сборке/спуску обсадной колонны и устьевого оборудования.

Это позволяет сократить общее время строительства скважины на 30%.

Высота платформы составляет 115 м, ширина палубы 80 м, водоизмещение ППБУ Scarabeo-9 составляет 31 тыс т, она способна бурить скважины на глубину до 15 км с отходом от вертикали.

Для исключения любых экологических рисков платформа оснащена независимым подводным запорным устройством и 7ю превенторами (механизмами для герметизации устья скважины в нештатных  ситуациях).

В районе работ будет осуществляться постоянный мониторинг состояния акватории моря, в том числе со спутника.

Кроме того, строительство скважины будет круглосуточно контролироваться 2я подводными дистанционно управляемыми аппаратами.

Все это гарантирует полное отсутствие вреда экосистеме акватории Черного моря.  

 

Тезисы от И. Сечина:

- Черное море обладает значительным нефтегазовым потенциалом, но до сих пор в глубоководной части российского сектора не было пробурено ни 1й скважины.

- Обнаруженные потенциальные геологические ловушки находятся под толщей воды в 2000 и более м.

- На этом этапе мы считаем, что ресурсная база составляет 600 млн т нефти на этом участке недр.

- После проведения дополнительных работ и технических исследований Роснефть планирует уточнить и даже увеличить ресурсную базу.

- При реализации проекта на шельфе Черного моря будет использован уникальный опыт крупнейших мировых нефтегазовых и нефтесервисных компаний, а также самая современная техника.

- Это открывает новый этап в освоении недр черноморского шельфа в сотрудничестве с нашими стратегическими партнерами.

 

Однако в мире не так много современных ППБУ, не подпадающих под санкции Запада, поэтому о прорыве говорить не приходится.

Но активно использовать ППБУ Scarabeo-9 китайского производства - уже неплохо.

Вопрос в том, чем китайцы лучше россиян, и почему такие ППБУ не строят в России?

Но, это уже другой вопрос, скорее относящийся к коррупции властей, безнравственности и примитивного капитализма в России.

 

Проект ГРР и добычи углеводородного сырья на лицензионном участке недр Западно-Черноморская площадь реализуется совместным предприятием ( СП) Роснефти и Eni.

Доля Роснефти составляет – 66,67%, Eni - 33,33%.

Перспективные ресурсы участка оцениваются в 576 млн т нефти.

 

Обсудить на Форуме 

neftegaz.ru

«Роснефть» и Eni забурятся в октябре — Новости экономики, Новости России — EADaily

Буровая установка, которая будет искать нефть и газ в Черном море для «Роснефти» и итальянской Eni, уже направляется к месту работ. Об этом вчера заявил заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов. «Компания („Роснефть“) идет в графике, заявленном в своей программе. Надеюсь, что все состоится успешно… По моей информации, буровая вышла… из порта и идет в сторону Черного моря», — сказал замглавы Минэнерго. Ранее председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что буровые работы на Западно-Черноморском участке начнутся во второй половине лета. По нашим данным, бурение параметрической скважины начнется не раньше октября.

Позавчера полупогружная плавучая буровая установка (ППБУ) Scarabeo 9 итальянской компании Saipem покинула порт Лас-Пальмаса на Канарских островах в Атлантическом океане и движется сейчас в сторону Гибралтарского пролива со скоростью 5,1 узла (около 10 километров в час). По данным навигационного портала Marinetraffic, ППБУ следует в румынскую Констанцу, куда должна прибыть 20 сентября. Там на установке проведут операцию по монтажу буровой вышки. Дело в том, что высота Scarabeo 9 составляет не менее 80 метров, а для прохода под мостами Босфорского пролива не должна превышать 60 метров. Поэтому летом ППБУ находилась в порту Лас-Пальмаса, где проходили работы, как сообщала Saipem, по модификации — демонтажу части буровой вышки и превращению ее в съемную. Эту часть работ также оплачивает заказчик, заявили в итальянской компании.

Буровая установка взяла курс на Черное море. Скриншот с сайта marinetraffic.com.

После Констанцы буровая установка Scarabeo 9 уже отправится к российским берегам и начнет подготовку к бурению, которая займет не менее недели. Таким образом, бурение в Черном море начнется не раньше октября.

Работы будут вести на участке Вал Шатского Западно-Черноморской площади, что в 100 километрах от побережья между Новороссийском и Туапсе. По соглашению об освоении площади с «Роснефтью», подписанном в 2012 году, итальянская Eni полностью оплачивает геологоразведочные работы. В самом проекте итальянцы владеют 33%, остальное принадлежит «Роснефти». По данным российской компании, всего площадь может содержать 1,36 млрд тонн условного топлива. Однако подтвердить их наличие может только поисково-разведочное бурение, которое и будет вести ППБУ Scarabeo 9.

Лицензионные участки «Роснефти» на шельфе южных морей. Фото: rosneft.ru.

Как сообщила итальянская Saipem, по подписанному в мае контракту с Eni, буровая установка пробурит в Черном море одну скважину. Возможно строительство еще одной, но все будет зависеть от первоначальных результатов, говорится уже в отчете Saipem за первый квартал 2017 года. Работы будут вестись при глубине моря до 2200 метров. В компании также сообщили, что стоимость фрахта буровой установки среднерыночная. По данным специализированного издания Offshore, сегодня она составляет для буровых установок класса Scarabeo 9 $ 272 тыс. в сутки. Источник РБК называл похожую цифру — $ 300 тыс. По его словам, бурение одной скважины займет около полутора месяцев. Фрахт Scarabeo 9 для ее строительства обойдется, таким образом, итальянской Eni примерно в $ 15 млн. Общая стоимость скважины будет куда выше, так как в нее не включены трубы, необходимые растворы, обслуживание буровой установки судами-снабжения и прочие расходы. Ранее стоимость бурения глубоководной скважины в Черном море составляла около $ 100 млн. Хотя после падения цен на нефть снизились и ставки фрахта буровых установок — более чем вдвое.

Главное отличие совместного проекта «Роснефти» и Eni от остальных нынешних шельфовых проектов в России — впервые построят скважину в Черном море (без учета Крыма, где они бурились при Украине, а с 2014-го построили несколько на уже действующем Одесском месторождении). При этом именно бурение показывает реальные запасы нефти и газа или их отсутствие. Сейсморазведка позволяет получать данные лишь о возможном их наличии.

Кроме того, совместный российско-итальянский проект подпадает под санкции ЕС и требует специальных разрешений итальянских и европейских регуляторов на участие в проекте европейских компаний, использование буровой установки и предоставления услуг по ее работе. Нынешняя же ситуация показывает, вероятно, что все согласования пройдены и санкционные настроения в Европе смягчились. Поэтому начало работы Scarabeo 9 в Черном море может стать неким прорывом в отношениях ЕС и России.

Ранее ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков говорил EADaily, что стремление Eni продолжать сотрудничество с «Россией» надо рассматривать в комплексе, так как у компании с «Роснефтью» немало и других проектов (например, освоение гигантского месторождения Зор на шельфе Египта), а открытие месторождения в Черном море, где развита инфраструктура, позволит итальянской компании записать его себе в актив и улучшить свое положение на рынке.

«Россия продолжает оставаться одним из самых привлекательных нефтегазовых рынков. Здесь есть политическая стабильность, себестоимость добычи нефти и газа достаточно низкие, а альтернативой могут быть удаленные от континента глубоководные регионы с высокой себестоимостью или страны с нестабильной политической ситуацией», — сказал Игорь Юшков.

Напомним, что ранее возобновить свой черноморский проект с «Роснефтью» пыталась американская Exxon Mobil. Однако в Вашингтоне не выдали соответствующего разрешения на работы на Туапсинском прогибе. Принятый же пакет новых антироссийских санкций ставит крест на возможности возобновления проекта в ближайшие годы. Кстати, под действие нового закона, подписанного Дональдом Трампом, попадает и совместная деятельность Eni и «Роснефти». В том числе в Египте, где российская компания владеет 35%, что превышает по санкционному пакет допустимое участие россиян в нефтегазовых проектах, чтобы западные компании не попадали под ограничения. Правда, санкции накладываются на них не автоматически, а в каждом отдельном случае и отдельным решением президента США. Как сообщали американские СМИ, Дональд Трамп был недоволен принятием антироссийского законопроекта, но из-за постоянных обвинений в его связях с Россией был вынужден подписать документ.

eadaily.com

Буровая под санкционный проект «Роснефти» и Eni выходит в Черное море

Буровая установка Scarabeo 9, которая пробурит первую российскую скважину в Черном море, сегодня вечером выйдет в Черное море. По данным специализированного навигационного портала Marinetraffic, утром она прошла под мостами пролива Босфор. Фотографии прохода оперативно опубликовал турецкий блогер Юрюк Ишик, специализирующийся на отслеживании судов в проливе Босфор.

На карте видно, что Scarabeo 9 уже прошла под двумя мостами пролива. Фото: marinetraffic.com.

«Модифицированная для этого путешествия, ультра-глубоководная буровая устновка Scarabeo 9 компании Saipem проходит пролив Босфор для работы по контракту для „Роснефти“ в Черном море», — сделал подпись под фотографиями блогер в Twitter.

Судя по фотографиям, на время транзита буровой установки в Босфоре остановили движение других судов. Буксировку осуществляет турецкое 82-метровое спасательное судно Nene Hatun. Еще три буксира сопровождают караван.

Караван проходит пролив Босфор. Фото: twiiter.com.

Для прохода под мостами пролива Босфор, пролеты которых находятся на уровне 60 метров над водой, у полупогружной плавучей буровой установки (ППБУ) Scarabeo 9 демонтировали часть буровой вышки. Эту операцию провели в канарском Лас-Пальмасе. Обратный монтаж произойдет в румынской Констанце, куда сейчас и направляется ППБУ. Туда, по данным Marinetraffic, она должна прибыть послезавтра, 20 сентября. Далее буровая установка последует к российским берегам.

Как уже сообщало EADaily, «Роснефть» и итальянская Eni начнут бурение первой разведочной скважины в Черном море в конце года. «Мы предполагаем, что в конце года начнем бурить на Западно-Черноморской площади», — сказал заместитель начальника промышленной безопасности «Роснефти» Кирилл Ковальский на встрече с сочинскими экологическими организациями. По словам представителя «Роснефти», речь о добыче нефти пока не идет, так как неизвестно, есть ли на шельфе нефтяные месторождения: «Понятно, что речь идет не про один год, а про достаточно длительный период, и в первую очередь это связано с достаточно сложным процессом получения разрешительной документации».

Кирилл Ковальский сказал, что сейчас Западно-Черноморская площадь исследована больше, чем два других черноморских участка — Туапсинский прогиб в районе города Туапсе и Южно-Черноморский лицензионный участок вблизи Сочи.

Лицензионные участки «Роснефти» на шельфе южных морей. Фото: rosneft.ru.

Западно-Черноморская площадь находится на расстоянии 47−119 км от берега в районе городов Геленджик и Новороссийск. Бурением на площади будет заниматься полупогружная плавучая буровая установка (ППБУ) Scarabeo 9 итальянской компании Saipem. 23 августа она покинула порт Лас-Пальмаса на Канарских островах в Атлантическом океане. Как предполагали в EADaily, буровые работы смогут начать не раньше октября.

По соглашению об освоении площади с «Роснефтью», подписанном в 2012 году, итальянская Eni полностью оплачивает геологоразведочные работы. В самом проекте итальянцы владеют 33%, остальное принадлежит «Роснефти». По данным российской компании, всего площадь может содержать 1,36 млрд тонн условного топлива. Однако подтвердить их наличие может только поисково-разведочное бурение, которое и будет вести ППБУ Scarabeo 9.

Как сообщила итальянская Saipem, по подписанному в мае контракту с Eni, буровая установка пробурит в Черном море одну скважину. Возможно строительство еще одной, но все будет зависеть от первоначальных результатов, говорится уже в отчете Saipem за первый квартал 2017 года. Работы будут вестись при глубине моря до 2200 метров. В компании также сообщили, что стоимость фрахта буровой установки среднерыночная. По данным специализированного издания Offshore, сегодня она составляет для буровых установок класса Scarabeo 9 $ 272 тыс. в сутки. Источник РБК называл похожую цифру — $ 300 тыс. По его словам, бурение одной скважины займет около полутора месяцев. Фрахт Scarabeo 9 для ее строительства обойдется, таким образом, итальянской Eni примерно в $ 15 млн. Общая стоимость скважины будет куда выше, так как в нее не включены трубы, необходимые растворы, обслуживание буровой установки судами-снабжения и прочие расходы. Ранее стоимость бурения глубоководной скважины в Черном море составляла около $ 100 млн. Хотя после падения цен на нефть снизились и ставки фрахта буровых установок — более чем вдвое.

Главное отличие совместного проекта «Роснефти» и Eni от остальных нынешних шельфовых проектов в России — впервые построят скважину в Черном море (без учета Крыма, где они бурились при Украине, а с 2014-го построили несколько на уже действующем Одесском месторождении). При этом именно бурение показывает реальные запасы нефти и газа или их отсутствие. Сейсморазведка позволяет получать данные лишь о возможном их наличии.

Совместный российско-итальянский проект подпадает под санкции ЕС и требует специальных разрешений итальянских и европейских регуляторов на участие в проекте европейских компаний, использование буровой установки и предоставления услуг по ее работе. Нынешняя же ситуация показывает, вероятно, что все согласования пройдены и санкционные настроения в Европе смягчились. Поэтому начало работы Scarabeo 9 в Черном море может стать неким прорывом в отношениях ЕС и России.

eadaily.com

Чёрное золото Чёрного моря. Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе? | Компании | Деньги

Разведка у вала Шатского

Крупнейшая нефтяная компания страны собирается начать на шельфе Чёрного моря поисковое бурение. Если понимать, как развивается добыча углеводородов в мире, ничего экстраординарного в этом нет.

Месторождения на суше постепенно истощаются по всей планете, а современные технологии сделали возможным добывать нефть и газ со дна мирового океана. Разработка шельфовых месторождений началась ещё в 80-х, и ведётся она как на севере, так и юге планеты.

Добыча в Северном море позволила Великобритании и Норвегии отказаться от импорта углеводородов и даже начать их экспортировать. Высокую активность на своих шельфах проявляют Канада и США. Но крупнейшими регионами морской добычи остаются Мексиканский и Персидский заливы, озеро Маракайбо (Венесуэла). Активно ведётся она и в районах Средиземноморья.

Со дня моря «достают» уже треть добываемой в мире нефти. И, по прогнозам, доля шельфовых месторождений продолжит расти.

У крупнейшей российской нефтяной компании также есть морские проекты. Она разрабатывает шельф Сахалина, в 2014 году совместно с ExxonMobil провела поисковое бурение в Карском море. Уже 15 лет Роснефть является оператором шельфовых проектов во Вьетнаме. И вот теперь планирует начать разведочное бурение на черноморском шельфе — Западно-Черноморском участке, в районе Новороссийска и Геленджика.

Кого догоняем?

«Практически все причерноморские страны так или иначе участвуют в разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на шельфе, — рассказал член-корр Российской академии наук, замдиректора Института географии РАН Аркадий Тишков. — Румыния ведёт здесь не только разведку, но и добычу нефти и газа, задействовав десятки месторождений. Эта страна является одним из ведущих нефтяных игроков на черноморской площадке, привлекая австрийский концерн OMW и ExxonMobil. После того, как она расширила свои владения на шельфе в 2009 г. за счёт выигрыша территориального спора у Украины, увеличились перспективы роста её нефтегазовой отрасли».

Турция, по словам учёного, имеет около 10 разведанных месторождений в Чёрном море, ведёт активную добычу нефти и газа совместно с добывающими компаниями США и в любой момент тоже может выйти в число лидеров. Болгария ещё 5 лет назад начала поиск инвесторов для разведки двух шельфовых месторождений. Имея крайне низкую энергообеспеченность экономики собственными ресурсами (около 15%), страна делает ставку на использование месторождений в своей исключительной экономической зоне Черного моря. 

Наконец, Украина давно занимается разведкой и добычей нефти и газа со дна Чёрного и Азовского морей. В 2013 году она заключила соглашение с ведущими французскими и итальянскими компаниями, а также с американской компанией ExxonMobil с целью организации добычи — и в глубоководных районах черноморского шельфа, и на мелколводье. К примеру, она ведёт разработку месторождений Одесское и Безымянное на северо-западном шельфе моря.

Таким образом, Россия, начиная поисковую добычу на черноморском шельфе, по мнению Аркадия Тишкова, «находится в роли догоняющего».

Сброс на нуле

«Разведка и поиск полезных ископаемых — это обязанность, установленная законодательством. Любая добывающая углеводороды компания должна вести также и геологоразведку. Это государственная задача», — пояснил представитель «Роснефти».

Подготовка к геологоразведочным работам ведётся в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Нефтяники будут применять технологии «нулевого сброса», чтобы исключить попадание в воду неочищенных стоков. Это означает, что все образующиеся при бурении отходы, даже малоопасные для окружающей среды, собирают в специальные герметичные контейнеры и увозят на берег. Там передают специализированным организациям, которые утилизируют их на специальных полигонах — конечно, за пределами курортной зоны.

Кроме того, в компании разработана программа производственного контроля и экологического мониторинга. Экологи смогут видеть параметры измерений состава воздуха и воды, а также наблюдать за жизнью морских млекопитающих в районе бурения.

«Речь идёт о разведке в глубоководных районах Западно-Кавказской группы месторождений. Это примерно в 100 км от побережья, — пояснил замдиректора Института географии РАН. — О том, что разведочное глубоководное бурение может повлиять на курортную зону, говорить могут только люди, которые не понимают сути. Основное черноморское течение движется вдоль берега против часовой стрелки в районе Геленджика и Новороссийска и проходит примерно в 15-25 км от берега. К тому же разведочное бурение в данном случае оказывает минимальное влияние на местную биоту (исторически сложившаяся совокупность видов живых организмов, объединённых общей областью распространения — Ред.) и донные комплексы моря в глубоководных районах».

Без единой аварии

Замначальника управления департамента промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в разведке и добыче НК «Роснефть» Кирилл Ковальский сообщил, что компания готова обсуждать свои проекты на разных площадках со всеми заинтересованными представителями общественности. Уже состоялись общественные слушания в Геленджике, встречи в рамках конференции РГО и заседания общественного экологического совета.

Представители компании напомнили, что шельфовые проекты обеспечивают создание новых рабочих мест, рост цен на недвижимость в прибрежной зоне, вносят значительный вклад в местные бюджеты за счёт поступлений от нефтегазовых компаний. Но экологическая безопасность является для нефтяников безусловным приоритетом.

Западно-Черноморский участок, где планируется поисковое бурение, имеет площадь 8,6 тыс. кв. км. Глубина моря здесь — от 600 до 2250 м. Сейсморазведка на участке уже проведена.

«При реализации шельфовых проектов мы не допустили ни одной аварии, — сказал К. Ковальский. — Недавно отмечали 15 лет безаварийной работы во Вьетнаме».

В компании объясняют это тем, что серьёзно вкладываются в научные программы в области экологической безопасности. А. Тишков как учёный подтвердил это:

«Компания зарекомендовала себя как экологически ответственная, претензий к которой, судя по реализованным проектам на шельфе, нет. Уже на первых этапах своей работы в черноморском регионе она привлекает к решению задач освоения месторождений и обеспечения экологической безопасности научные коллективы — специалистов в области геофизики, геологии, гидрологии, экологии. А её партнер по этому проекту — Eni, насколько мне известно, также владеет экологичными технологиями разведки и добычи углеводородов, в том числе и у побережья Египта с его круглогодичными курортами».

Поясним, Eni — это итальянская компания, которую наша НК привлекла к освоению Западно-Черноморского лицензионного участка в качестве партнёра. Она имеет большой опыт шельфового и глубоководного бурения. Сейчас разрабатывает уникальное месторождение Зор на шельфе Египта.

«Россия, осознавая перспективы добычи в своих водах Чёрного моря, только-только приступает к черноморским проектам. Но в отличие от тех, кто начинал освоение углеводородных месторождений здесь 15-20 лет назад, она имеет более современную технику и технологии, а также опыт разведки и добычи в экологически уязвимых районах арктического шельфа», — подытожил член-корр РАН.

А представители компании, выразив готовность к дальнейшему диалогу с общественностью черноморского побережья, отметили, что ценят тот факт, что приглашение к диалогу поступает от представителей таких организаций, как Русское географическое общество и общественный экологический совет при главе Сочи.

Смотрите также:

www.aif.ru

«Роснефть» начала бурение на шельфе Черного моря — Рамблер/финансы

Москва, 20 декабря — «Вести. Экономика». «Роснефть» сегодня объявила о начале бурения первой сверхглубоководной поисково-оценочной скважины на шельфе Черного моря.

На шельфе Черного моря началось разведочное бурение.

«Роснефть» начала бурение поисково-оценочной скважины «Мария-1» на шельфе Черного моря. Прогнозные ресурсы перспективного лицензионного участка «Западно-Черноморская площадь» составляют более 570 млн тонн нефти. В рамках подготовки к бурению была выполнена сейсморазведка в объеме более 4 тыс. пог. км методом 2D и более 3 тыс. кв. км методом 3D, завершены комплексные инженерно-геологические исследования. Проект по бурению первой поисковой скважины на Западно-Черноморской площади реализуется совместно с Eni — стратегическим партнером «Роснефти». Бурение первой сверхглубоководной скважины на российском шельфе — это уникальный проект. Расчетная глубина скважины составит 6,126 тыс. метров, глубина моря в точке бурения — более 2 тыс. метров. Бурение ведет полупогружная установка Scarabeo-9, которая принадлежит компании Saipem. Для доставки платформы на точку бурения была успешно проведена сложнейшая транспортная операция. В сентябре 2017 года установка вышла из порта Лас-Пальмас, преодолела пролив Босфор и спустя месяц прибыла в румынский порт Констанца. В общей сложности весь путь составил более 3 тысяч морских миль. Установка оснащена высокоточной системой динамического позиционирования, которая позволяет ей постоянно находиться строго над устьем скважины. Кроме того, буровая установка укомплектована сдвоенной буровой вышкой, благодаря чему одновременно могут осуществляться операции как по бурению скважины, так и по сборке/спуску обсадной колонны и устьевого оборудования. Это позволяет сократить общее время строительства скважины на 30%. Высота платформы составляет 115 метров, ширина палубы 80 метров, водоизмещение установки Scarabeo-9 — 31000 тонн, она способна бурить скважины на глубину до 15 километров с отходом от вертикали. Платформа отвечает всем техническим параметрам проекта и нормам экологической безопасности. В районе работ будет осуществляться постоянный мониторинг состояния акватории моря, в том числе со спутника. Кроме того, строительство скважины будет круглосуточно контролироваться двумя подводными дистанционно управляемыми аппаратами. Глава ПАО «НК „Роснефть“ Игорь Сечин отметил: „Чёрное море обладает значительным нефтегазовым потенциалом, но до сих пор в глубоководной части российского сектора не было пробурено ни одной скважины. Обнаруженные потенциальные геологические ловушки находятся под толщей воды в 2000 и более метров. На этом этапе мы считаем, что ресурсная база составляет 600 млн тонн нефти на этом участке. После проведения дополнительных работ и технических исследований Компания планирует уточнить и даже увеличить ресурсную базу. При реализации проекта на шельфе Черного моря будет использован уникальный опыт крупнейших мировых нефтегазовых и нефтесервисных компаний, а также самая современная техника. Это открывает новый этап в освоении недр черноморского шельфа в сотрудничестве с нашими стратегическими партнерами“.

Проект геологоразведки на лицензионном участке „Западно-Черноморская площадь“ реализуется совместным предприятием ПАО „НК „Роснефть“ и Eni (доля „Роснефти“ — 66,67%, Eni — 33,33%). Перспективные ресурсы участка оцениваются в 576 млн тонн нефти. В мае 2017 года НК „Роснефть“ и Eni S. p. A. подписали „Соглашение o расширении сотрудничества в сферах добычи, переработки, маркетинга и трейдинга“. Соглашение закрепляет ранее оформленные договоренности компаний по бурению поисковых скважин в рамках совместных проектов в акваториях Черного и Баренцева морей. Прогнозные ресурсы по всем участкам российского шельфа, изучаемым с компанией Eni, превышают 2 млрд тонн нефти и 1,4 трлн куб. м кубических метров газа. Компания Saipem является одной из крупнейших нефтесервисных компаний мира. За последние 6 лет Saipem успешно пробурила 667 скважин на шельфе, из которых 14 глубоководных скважин было пробурено с использованием платформы Scarabeo-9.

Читайте также

news.rambler.ru

Роснефть заморозила добычу нефти в Черном море

У России из-за санкций проблемы с добычей нефти

Санкции влияют на российскую госкомпанию.

Российская нефтегазовая компания "Роснефть" из-за санкций в отношении РФ приостановила на 5 лет геологоразведку и добычу нефти на Южно-Черноморском участке в восточной части акватории Черного моря, сообщает ТАСС.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) удовлетворили ходатайство "Роснефти" о приостановке действия лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья на Южно-Черноморском лицензионном участке, расположенном в восточной части акватории Черного моря

"По оценкам специалистов, в условиях негативной макроэкономической конъюнктуры и санкционных ограничений на данный момент проект является экономически неэффективным", - сказал представитель "Роснефти".

"К тому же на рынке нефтесервисных услуг отсутствуют буровые суда и буровое оборудование, соответствующие требованиям, которые предъявляет компания для реализации проекта по строительству скважины на Южно-Черноморском лицензионном участке", - добавил он.

Он отметил, что "Роснефть" будет постоянно мониторить рынок, следить за изменениями макроэкономических параметров и в случае улучшения ценовой конъюнктуры инициирует досрочное возобновление прав пользования недрами Южно-Черноморского участка.

В "Роснефти" также подтвердили, что компания не меняет планы проведения работ на Западно-Черноморском лицензионном участке на шельфе Черного моря и в ближайшее время приступит к бурению поисково-оценочной скважины совместно с итальянской нефтяной компанией Eni.

Ранее глава компании Игорь Сечин сообщал, что "Роснефть" и итальянская Eni начнут бурение на Западно-Черноморском участке в Черном море в конце декабря - начале января.

korrespondent.net